Новые проекты Питера Гринуэя теперь можно увидеть в Москве
Кумулятивная работа «Взрывы атомных бомб на планете Земля» - это 17 минут из военных хроник всех стран, проводивших ядерные испытания. Начиная с США, которые взорвали первую бомбу 16 июля 1945 года в штате Нью-Мексико.
Режиссерская работа Гринуэя в этом фильме заключалась лишь в том, как он сочетает документальные кадры. Всего до 1995 года было проведено более двух тысяч ядерных испытаний. И хотя далеко не все они показаны, общее впечатление от фильма устрашающее.
«Как вы видели, мы тщательно запротоколировали все статистические данные по этим взрывам: указана мощность, страна, которая их проводила, широта, долгота и тому подобное. Удивительный факт, но первые взрывы было найти проще всего. Они все были задокументированы. В тот период все страны, обладающие ядерным оружием, старались его демонстрировать как можно шире – это был элемент запугивания. Мол, смотрите, у нас есть ядерная бомба! Бойтесь нас! А после 1995 года, после соглашения о прекращении ядерных испытаний, если что-то и проходило, то все это держалось в большом тайне, обстановке абсолютной секретности, поэтому мы и не можем утверждать, что мы показали все взрывы, которые были», - пояснил Гринуэй.
Автор не предлагает искать в своей киноработе потаенных смыслов. «Взрывы атомных бомб на планете Земля» - это фильм-предупреждение, а вот инсталляция «Золотой век русского авангарда» призвана показать российским ценителям искусства знакомые работы с новых ракурсов.
С помощью мультимедийных технологий Гринуэй оживил более тысячи произведений искусства. После длительного курса по истории русского искусства режиссер и его супруга Саския Боддеке провели кастинг, на роли главных героев «Золотого века русского авангарда». Выбирали молодых и малоизвестных артистов, которых на экране зовут Казимир Малевич, Василий Кандинский, Лилия Брик, Сергей Эйзенштейн, Владимир Маяковский - всего 12 героев.
«Мой вклад в проект — текст, вернее, коллаж их манифестов, газетных заголовков, писем и так далее. Я выбрал 12 персонажей разной степени известности и попытался заставить их взаимодействовать друг с другом. Превратить авангард в пьесу легко: они говорили все время, спорили, ругались, иногда очень жестко — Малевичу не нравился Эйзенштейн, Кандинский считал себя талантливее остальных», - пояснил Гринуэй.
Монологи актеров Гринуэй смонтировал со съемками реальных произведений искусства и кинохроникой. А в центр инсталляции поместил знаменитый «Черный квадрат».