Историческая реконструкция: фестивали, турниры и этнические музеи
7 и 8 июня в московском музее-заповеднике «Коломенское» пройдет четвертый исторический фестиваль «Времена и эпохи», на этот раз посвященный началу ХХ века. Действо развернется на шести площадках, которые покажут жизнь аристократов и пролетариев, города и деревни, а также то, как проходили баталии периода Первой мировой войны.
Первый фестиваль «Времена и эпохи», который проходил в «Коломенском» в 2011 году, был посвящен теме «Древняя Русь». Годом позже зрители отправились в путешествие по Московскому царству, а в 2013-м окунулись в Средневековье. Каждый год в России проводят ряд исторических фестивалей, собирающих огромную аудиторию: люди приходят целыми семьями, ведь это не просто повод развлечься, а своеобразный театр, в котором предлагают поучаствовать, возможность расширить свои познания о родной культуре и истории, «прокатиться» на машине времени. Где еще можно попробовать вылепить горшок своими руками, посмотреть, как проходили церемонные баталии времен войны с Наполеоном и как бились русские воины в кольчугах весом до 15 килограммов, не считая оружия?..
© Фото: Сергей Гапон, «Мир 24»
Такое погружение в историю стало возможным во многом благодаря движению исторической реконструкции, которое в России начало оформляться в субкультуру в 90-х годах ХХ века. Для кого-то оно является интеллектуальным хобби, для других – полным воплощением, для третьих – данью уважения предкам и русским традициям.
В этих, по сути дела, играх, существуют два главных направления: живая история и военно-историческая реконструкция.
Суть «живой истории» состоит в том, что человек выбирает себе наиболее интересную эпоху в любой стране и начинает воспроизводить быт этого периода. По «глубине погружения» выделяют реконструкцию и полную реконструкцию, последователи которых педантично исследуют выбранную эпоху по сохранившимся документам: насколько возможно, изучают детали быта и ремесла, осваивают кухню и воссоздают костюм. Просто реконструкцию от полной различает способ изготовления вещей: при обычной реконструкции допускается использование современных технологий, например, металлических спиц и фабричной ткани, при полной – все этапы изготовления костюма должны производиться так же, как в древности, вплоть до выделки ткани, способа покраски и, конечно, отсутствию машинных швов - ткань должна быть соткана на ручном ткацком станке.
Кроме того, существует стилизация – вариант, подходящий для театра, кино и ролевых игр. Главное здесь – достоверный внешний вид, при этом допускаются «неисторичные» материалы (например, замша вместо бархата), машинные швы и прочее. Вряд ли платья Анны Австрийской в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» шились из натуральной парчи, хотя эскиз наверняка был взят из исторических источников.
Источники – это отдельная тема, которую нельзя обойти стороной в статье о реконструкторах. Это извечный повод для споров бородатых мужей и возвышенных дев за свежевыструганным столом у костра под медовуху: дело в том, что по некоторым периодам до нас дошло мало исторических источников, например, о Руси до XIII века, а подлинность существующих постоянно оспаривается. Реконструкторам остается опираться на археологические находки, однако доступ к ним значительно ограничен, и пользоваться приходится в основном фотографиями музейных коллекций, прорисовками и описаниями. Значительно помогают изобразительные источники, например, в случае Западной Европы – часословы и гобелены.
Продемонстрировать свои успехи, поспорить с единомышленниками и просто повеселиться (надо сказать, что эти люди, как правило, наделены неплохим чувством юмора) реконструкторы приезжают на фестивали живой истории. На несколько дней сотни человек превращают участок леса в поселение определенной эпохи, разумеется, в походных условиях, или оживляют стены музеев-крепостей, как на фестивале «Первая столица Руси» в Старой Ладоге. Как правило, отбор участников производится с полной серьезностью: им необходимо заранее прислать паспорт костюма, содержащий его доскональное описание с указанием исторических источников, историю персонажа, его социальное положение и занятие на время фестиваля: воин он, ремесленник или горожанин. Участие в большинстве фестивалей бесплатно, затраты на организацию «отбиваются» за счет туристических дней: продажи билетов и сувениров.
Фото: Почуев Михаил, ИТАР-ТАСС
Надо сказать, что и без того увлечение исторической реконструкцией обходится недешево: больших затрат требуют покупка натуральных тканей или заказ одежды у профессиональной швеи, заказ настоящих кованых деталей у кузнеца, украшения, амуниция, доставка материалов из других городов, да и сами разъезды. Кроме того, требуются подготовка и немалые физические усилия: надо уметь жить в условиях оторванности от цивилизации - без электричества, привычного туалета и душа, средств для розжига и легкой пластиковой посуды.
На Западе очень популярны музеи живой истории – стационарные поселения, в которых каждый день воссоздается быт определенной эпохи, своеобразные «заповедники». Так, в Швеции существуют этнические музеи викингов, в США – индейцев. В России на территории более 90 гектаров в Калужской области развернулся культурно-образовательный центр «Этномир», где планируется постройка «этнодворов» множества стран. Желающие без особых усилий смогут прикоснуться к культуре ряда народов: например, пожить в хакасской юрте, принять участие в обрядах и мастер-классах по местным ремеслам, отведать кухню и примерить национальный костюм.
Стоит упомянуть любопытный эксперимент, который с сентября 2013 года по апрель 2014-го провел клуб исторической реконструкции «Ратобор». В Подмосковье, под городом Хотьково, был выстроен хутор с избой, баней, колодцем, ледником, сеновалом и кузницей, в котором герой проекта «Один в прошлом» прожил в условиях Руси X века восемь месяцев. Эксперимент вызвал интерес с точки зрения истории и психологии, почитать о его ходе можно в интернете.
Фото: Шарифулин Валерий, ИТАР-ТАСС
Особое положение в этой системе занимает военно-историческая реконструкция. Благодаря этому увлечению люди сохраняют уже ушедшее в прошлое военное искусство. Самые крупные реконструкции в России проводятся каждый год и известны всем: Куликовская и Бородинская битвы. Как правило, встречи военно-исторических реконструкторов не столь масштабны и сводятся к турнирам или бугуртам, которые разделяются на постановочные и спортивные. Первые можно наблюдать на городских праздниках - это показательные выступления для зрителей, а вторые вполне серьезны и нередко приводят к увечьям. Существуют Международная военно-историческая ассоциация, ассоциации спортивного фехтования, Страйкбольная ассоциация реконструкторов и множество других ассоциаций, дружин и военно-исторических клубов (ВИК).
В последнее время военно-историческая реконструкция начала оформляться в полноценную спортивную дисциплину. Важным шагом в этом направлении стало создание в 2010 году Международного чемпионата «Битва наций», специализирующегося на историческом средневековом бое и объединившего 22 страны, вплоть до США. Каждый раз чемпионат меняет место дислокации и уже побывал на Украине, в Польше и Франции. Бесспорным лидером на всех чемпионатах себя показала сборная России, несмотря на то, что военно-историческая реконструкция очень распространена в Западной и Восточной Европе.
Большинство реконструкторских фестивалей проходят в гораздо меньшем масштабе: совсем скоро, 1 мая, в Волгограде начнется фестиваль исторической реконструкции позднего Средневековья «Царицын» (XVI-XII вв.); на вторые майские праздники недалеко от города Елец развернется четырехдневный военно-исторический фестиваль «Русборг», реконструирующий эпоху викингов (IX-XI вв.); 17-20 июля под Псковом ожидается фестиваль исторической реконструкции «Хельга»; 23-27 июля под городом Кимры в Тверской области – фестиваль «Былинный берег» (Древняя Русь и ее соседи IX-XI вв.); 22-24 августа в Москве – «Воиново Поле». Это далеко не полный список - география реконструкторских мероприятий гораздо шире и кроме фестивалей включает в себя походы, мастер-классы и многое другое. Так, с 26 июля по 17 августа Объединенная дружина «Южная Русь» проводит поход на репликах средневековый судов по Азовскому морю из Азова до Тамани. Реплика – это точная копия, причем делают реконструкторы «Южной дружины» их своими руками.
Фото: Иванов Алексей, ИТАР-ТАСС
Об этом интереснейшем походе и движении исторических реконструкторов в целом порталу «МИР 24» рассказал руководитель Объединенной дружины «Южная Русь» (ОДЮР), президент военно-исторического клуба «Копье» Павел «Паль» Семенов.
– Павел, историческую реконструкцию можно назвать субкультурой, но данные о том, когда она зародилась в России, разнятся. Вы, как человек, плотно связанный с этим движением, можете внести ясность, назвать какие-то знаковые фигуры?
– Да, это субкультура, которая зародилась в начале 90-х, если говорим о Средневековье. Наполеоника появилась раньше в связи с празднованием Бородино. Появилась сразу в нескольких местах, в частности, один из первых в России турниров по фехтованию был проведен в Белгороде в 1994 году. Знаковых фигур много, всех не перечислишь, а если кого не перечислишь, обидятся.
– В каких городах страны движение особенно сильно? В каких странах?
– В России это, безусловно, столицы – Москва и Питер. Однако почти во всех областных центрах есть серьезные клубы. Это же касается стран СНГ и Европы – клубов с серьезным уровнем много.
– Как вы лично пришли в реконструкции, и как приходит нынешняя молодежь? Вообще, в этой субкультуре есть возрастные рамки?
– Я пришел совершенно случайно, поехав с другом на мотоцикле на Куликово поле. Хотел просто прокатиться, закрыть сезон, а открыл для себя новое хобби. Молодежь приходит по-разному, кто-то после показательных выступлений подходит, берет контакты, кого-то приводят друзья. Возрастных рамок нет, для многих это семейное увлечение.
– Я правильно понимаю, что дружина «Южная Русь», которую вы возглавляете, организовывает фестивали «Русборг» и «Былинный берег»? Организаторам удается заработать на этом?
– ОДЮР организовывает «Русборг», «Ладейное поле» и «Стрелец». «Былинный берег» делают наши друзья. Просто они решили сделать допуск на свой фестиваль совмещенным с нашим на «Русборг». Фестивали делаются общественными организациями не ради заработка. Это скорее что-то типа ежегодного концерта, где показываются достижения за год.
– У вашей дружины есть собственная судоверфь, по какому принципу вы выбираете лодки для воссоздания? Откуда берутся деньги на такие дорогостоящие проекты?
– Выбираем те, которые пригодны для эксплуатации на наших водоемах и могут быть использованы в походах и фестивалях. Сильно влияет на размеры судов автогабарит – судно шириной больше 2,7 метра перевозить очень проблематично, поэтому мы таких не строим пока. Суда делаются современным инструментом, так как мы воссоздаем судно, а не всю технологию. Для полной технологии нужно много времени, а нам нужно в поход. Идем на компромисс. Деньги наши клубные и с грантов.
– Сколько уже судов, и как много времени занимает изготовление одной такой реплики?
– В настоящий момент у нас пять судов. Времени на изготовление в среднем нужно три-пять месяцев, в зависимости от интенсивности.
– Поход «На Тмутаракань!» планируете впервые? Для таких походов необходима немалая физическая подготовка, по какому принципу вы отбираете участников?
– Мы каждый год ходим в поход, отбираем людей по признаку знакомства и готовности. Физическая подготовка часто менее важна, чем моральная. Идут самые замотивированные на успех. Желающий должен уметь быть членом команды – без командного духа любая экспедиция обречена на провал.
– Женщину можете взять, если она обладает серьезной подготовкой?
– С нами ходят девушки, не массово, но, тем не менее, практически в каждом походе есть девушка. Больше одной брать не рискуем, женщины плохо уживаются друг с другом.
– Поход длится три недели, насколько предполагается использование современных благ цивилизации?
– Поход идет в историчном снаряжении, из современных средств используются навигация и средства спасения. Рисковать экипажем ради историчности я, как капитан, не имею права.
– Для вас историческая реконструкция – это, скорее, спорт или присутствует серьезная духовная подоплека?
– Для меня это образ жизни. Мне интересно изучать историю руками и собственной шкурой. Она формирует интересное сообщество людей, с которыми мне интересно проводить время. Не совсем понимаю, что имеется в виду под духовной подоплекой. Если реконструкция духа и мыслей предков, то этим я точно не занимаюсь. Мы делаем материальную культуру, не более того. Реконструкция – это досуговая тема, способ общения разных людей в необычной обстановке. Этим она и ценна для меня.
Подводя итог, скажу, что исторические праздники и фестивали стоят внимания даже просто из эстетического аспекта, ведь раньше костюмы создавались, как произведения искусства, а сражения порой напоминали причудливый танец. «Историческая реконструкция – это не только красивое хобби и способность поиграть в кого-то другого, возможность определенного эскапизма. Это еще и изучение истории, изучение ремесел. И, конечно, в определенной мере – становление характера. Когда клуб реконструирует, например, взаимоотношения в славянской дружине, где есть женщины, иерархически разделенные по старшинству, – можно заново узнать самих себя, простроить поведенческие линии, понять, какова вообще твоя социальная роль и в современной жизни. Кто ты такой – предводитель, советник, кузнец, волк. Это очень полезно. Именно поэтому мне кажется, что это цельные, сильные, умные, хорошо осознающие себя в окружающем мире люди без каких-то долгоиграющих тараканов, без нерешенных подростковых комплексов – все свои проблемы они уже решили в игре», – такие слова об исторической реконструкции однажды мне сказала солистка самой популярной российской фолк-группы «Мельница» Хелависа.
На мой взгляд, отчасти заслугам исторических реконструкторов можно приписать популяризацию русских национальных праздников. Последние годы празднования Масленицы и Ивана Купалы проводятся особенно широко и собирают тысячи человек по всей стране: «профессиональных» реконструкторов, людей, которым интересна история, и просто романтиков. Ход праздников воспроизводится максимально близко – с соответствующими обрядами, песнопениями, хороводами, играми и угощениями, хранителей этих традиций в некотором смысле тоже можно назвать реконструкторами.
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» – этот афоризм как никогда актуален сейчас для России и некоторых близлежащих государств. Есть мнение, что реконструкция – это те же самые посиделки у костра, только в «дурацком» (так сами реконструкторы в шутку называют антуражную одежду), но на деле это совсем не так. Реконструкция – это один из способов практического познания истории, интеллектуальное развлечение, развивающее мышление, тело и актерские способности человека.