Кандидат в президенты Украины Сергей Тигипко: "Мы оправимся, но Россия проиграет"

Источник материала:  
18.04.2014 13:00 — Новости Мира

Вас не задело, что Партия регионов в итоге назначила своим кандидатом на выборах такого комичного персонажа, как Михаил Добкин?

Это их дело. Я боролся, сколько мог, причем в самые тяжелые минуты. Когда партийные лидеры бежали из страны, мы в зале парламента пытались удержать своих сторонников от выхода из партии, а вокруг здания Рады в этот момент находились сотни вооруженных людей, которые очень негативно реагировали на нас. Мы свою работу сделали. Сейчас эти беглецы вернулись из-за рубежа, они считают, что у них все в порядке, так что пусть кого хотят, того и выдвигают.

Вы рассчитываете, что часть "регионалов" перейдет под ваши знамена?

Это уже происходит. Люди просят побыстрее создавать новую политическую силу, поскольку считают, что нам надо объединяться, а другого рычага, кроме партии, чтобы влиять на ситуацию в стране, нет.

Переживет ли Партия регионов, как вы считаете, видимо, уже неизбежное поражение на президентских выборах?

Я думаю, переживет. Другое дело - в каком качестве. В качестве маргинальной партии, которая будет говорить исключительно с пророссийской точки зрения. Это неправильно - в любой ситуации необходимо оставаться проукраинской партией.

Как вы считаете, на кого ставит Россия на предстоящих выборах? В ваш адрес ведь тоже звучали обвинения в сотрудничестве с Кремлем.

Я прагматично смотрю на ситуацию. Насколько бы она ни была страшной и эмоциональной, политики должны трезво ее оценивать. Назвать себя пророссийским не могу, потому что, честно говоря, нет того влияния, тех возможностей, которые я, может, и хотел бы иметь в России. Первый раз я поехал в Россию и встречался там на высоком уровне, когда ситуация с Крымом только развивалась, второй раз со мной никто даже не захотел встречаться. По крайней мере на уровне тех лиц, которые принимают решения.

Почему они не захотели встречаться, как вы думаете?

Очевидно, потому что решение уже было принято и все руководство действиями в Крыму передали военным. Сегодня же мы должны думать о том, каким образом нам наладить отношения с РФ, учитывая, что проблема Крыма никуда не уйдет. Если в России кто-то думает, что через десять, например, лет она забудется, то он ошибается. Я смотрю на сербов, множество которых, особенно молодежь, все выходные практически ездят в Косово, проводят акции, подчеркивая, что это их земля. То же самое и у нас будет. Народ никогда этого не воспримет, поскольку для многих это личная трагедия. Я давно не был в таком настроении, прямо скажем - поганом, как во время всех этих событий в Крыму. Но несмотря на все это, общая граница останется, связи населения друг с другом - тоже. Да, экономика будет валиться, и наш товарооборот с Россией будет падать. Но надеюсь, что это временное явление. Все же и Россия, и мы - страны ВТО, и нам надо на прагматичных началах выстроить свои экономические взаимоотношения. Для меня это важно, потому что непосредственно связано с рабочими местами и на юго-востоке, и в центре Украины. Компенсировать их или создать новые - очень сложная задача. Сейчас говорят о каком-то "плане Маршалла". Но это пять-семь-десять лет. А заводы реально закрываются уже сегодня, и люди оказываются на улице.

Но, если взамен на какие-то экономические льготы Россия потребует от властей Украины то, что напрямую ущемляет суверенитет страны...

Это исключено. Если постановка вопроса будет именно такой, то никакого разговора у нас не получится. Украина - независимое государство, и если мы не выходим на плоскость прагматичных, экономических отношений, то диалога не будет. Да, нас ждут тяжелые годы, но мы их переживем, я вас уверяю. Переориентируем экономику на другие рынки сбыта. Ситуация будет зависеть прежде всего от того, насколько быстро мы повысим само качество рыночной экономики, а сделать это несложно - достаточно назначить десять честных человек в правительство. Больше не надо, потому что они подтянут еще десятерых и пойдет цепная реакция. И второе - нам, несмотря ни на что, надо двигаться дальше в сторону демократии и уважения прав человека. Поэтому, уверен, мы сможем быстро оправиться и от всего этого проиграет только Россия.

В чем же она проиграет?

Она проиграет в том, что потеряет тоже очень интересный рынок сбыта. И братских отношений у нас не получится уже никогда - не смогут простить в Украине того, что сделано по отношению к нам. Крым - да, возможно, он так и останется территорией, которую Россия будет удерживать, но это не главное. Россия проиграет и оставшись в определенной международной изоляции. Инвесторы ведь тоже следят за развитием ситуации, и вкладывать в такую страну деньги захотят далеко не все. В западном бизнесе моральная сторона вопроса ведь тоже присутствует.

Возвращаясь к президентским выборам. Сейчас, согласно всем рейтингам, среди кандидатов есть явный лидер - Петр Порошенко. Как вы себе представляете борьбу с ним, при том что по тем же рейтингам вы не на втором месте, которое занимает Юлия Тимошенко, а на третьем?

Ситуация может резко измениться во втором туре. Очень важно, кто именно выйдет в этот второй тур. И многое будет зависеть от юго-востока. Если этот регион придет на выборы, то все может поменяться. На лидеров предвыборной гонки, которые оба, будем так говорить, являются представителями Майдана и новой власти, новой коалиции, будут очень сильно давить экономические трудности. Люди начинают понимать, что просто так взять и отпустить курс доллара - это тоже не решение всех вопросов. Что происходит с резко подорожавшим топливом, мы все видим, но еще не все видят, что творится с медикаментами, которые полностью зависят от импорта, или уже готовых продуктов, или их составляющих. Поэтому каждый день, каждая неделя до выборов будет кардинально менять ситуацию. Сыграют свою роль и действия власти, прежде всего - коррупционные, так как на самом деле ничего же не поменялось, они просто сели на те же самые схемы. И об этом все знают, в том числе и представители бизнеса.

На прошлых президентских выборах в 2010 году вы финишировали с третьим результатом, во втором туре отдали голоса Виктору Януковичу и после победы последнего пошли работать в правительство. Несмотря на то, что у вас были шансы начать самостоятельную политическую карьеру и выбиться в лидеры оппозиции. Почему вы сделали именно такой выбор? Многие ваши бывшие избиратели так и не поняли этого до сих пор.

Давайте мы с вами поменяемся местами. Вот, предположим, вы набрали свои 13 процентов голосов. До следующих выборов пять лет. И в первый раз за все время независимости был выстроен какой-то проект модернизации страны. И вам говорят: "Мы вас приглашаем, берите своих сторонников и начинайте эту модернизацию". Тем более утверждалось, что мы двигаемся в Европейский союз. И что делать? Пять лет ждать, когда есть возможность реализовать то, о чем ты сам говорил перед выборами?

Но вы знали к кому вы идете, вы знали, что за человек Янукович, с которым вы работали еще в 2004-м году?

Об этом легко говорить сейчас, а тогда 50 процентов избирателей, даже больше, проголосовали за него. И я тогда думал так: Господь Бог дал сироте, который пережил тяжелейшие ситуации в жизни, прийти к власти. Человек вроде бы набожный, который по крайней мере это постоянно подчеркивал. Ему представилась возможность помочь 46 миллионам людей, сорок из которых живут тяжело. Если говорить откровенно, у меня тогда в голове не укладывалось, что может все произойти именно так, как произошло в итоге. И в начале, то есть в 2010 году, и близко не было того, что началось после парламентских выборов 2012 года. Была нормальная работа правительства, не без ошибок, конечно, поскольку не всегда использовались рыночные методы - в стране с переходной экономикой такие методы не всегда срабатывают. Иногда правительство держало курс валют искусственно. Но все-таки за два года мы подготовили соглашение об ассоциации с ЕС, 90 процентов принимаемых решений были абсолютно правильными. Они нужны были стране, поскольку предыдущее правительство Юлии Тимошенко приняло только 10 процентов таких решений. И когда я ездил в составе правительственных делегаций по разным странам, то нас принимали как серьезных реформаторов, одобряя наши действия. А в 2012 году, когда пришла так называемая "молодая команда", началась системная коррупция, были назначены "смотрящие" в каждую область, они же были поставлены и в каждое министерство. И тогда я не пошел в правительство сознательно, я понимал, что будет дальше. Ведь некоторых членов этой "молодой команды" я знал хорошо и чем все закончится, подозревал.
←Украинские пограничники начали впускать в страну пассажиров «Аэрофлота»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика