Эксперт: расширение полномочий ФМС связано с рисками трудовой миграции
Федеральная миграционная служба опубликовала текст законопроекта «Об иммиграционном контроле». ФМС планирует существенно расширить свой функционал: в частности, речь идет о наделении службы функциями дознания по факту организации незаконной миграции, подделки документов и незаконной выдачи паспортов. Кроме того, сотрудники ФМС, согласно новому законопроекту, смогут беспрепятственно проверять деятельность, как частных, так и юридических лиц. Помимо этого, авторы законопроекта добиваются права для работников ФМС проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения.
«МИР 24» выяснял, зачем Федеральной миграционной службе расширять свои полномочия и претендовать на то, что по компетенции относится к МВД, у директора по развитию «Международного Бюро Интеграционных Технологий», в прошлом сотрудника Управления внешней трудовой миграции ФМС РФ, а сейчас - эксперта Общественного совета ФМС РФ Юлии Потемкиной.
- Юлия Геннадьевна, для чего, на ваш взгляд, ФМС претендует на то, что по компетенции относится к МВД?
- ФМС уже входила ранее в структуру МВД. Миграционная ситуация в стране сегодня – тема «на острие». При этом миграция как явление аккумулирует в себе комплекс различных вопросов, в том числе и вопросы, которые самым прямым образом связаны с нашей национальной безопасностью.
В этой связи, на мой взгляд, потребность ФМС взять на себя компетенции силового ведомства, продиктована жизнью и частично отвечает вызовам современного мира.
- Что вы имеете в виду?
- В первую очередь, - вопросы, связанные с национальной безопасностью. Отмена трудовых квот, так или иначе, в первое время будет означать увеличение не только количества трудовых мигрантов, но и расширение качества миграционных потоков. И качество это, к сожалению, как показывает практика – разное… Отсюда - необходимость ужесточение контроля потока трудовой миграции. Отсюда и расширение компетенции Федеральной миграционной службы в сторону силового ведомства.
- В связи с расширением полномочий ведомства правозащитники прогнозируют увеличение жалоб на нарушение прав человека. Насколько оправданны такие опасения?
- Думаю, что, к сожалению, опасения правозащитников оправданы. В самом начале, если и будет принят этот законопроект, всплеск претензий - неизбежен. Здесь очень важно понимать разницу между реальными нарушениями со стороны всех участников процесса, в том числе и ФМС РФ и так называемым человеческим фактором – когда сводятся личные счеты и защищаются личные выгоды и интересы.
К сожалению, ни для кого не секрет, что у нас существует нелегальная трудовая миграция, у нас есть коррупционная составляющая, у нас есть непорядочные работодатели. И, конечно, будут находиться и «обиженные и недовольные», которые будут искать «и лазейки, и ходы» - не признать свою вину, а обвинить обратную сторону, в данном случае, ФМС.
- Можно ли этого избежать?
- Я не знаю, как этого можно избежать совсем. Минимизировать – можно. Для этого необходимо планомерная, системная и комплексная организация работы данного направления. И правозащитники также могут включиться и быть полезными не только с точки зрения критики, но и с точки зрения привнесения своего КПД по минимизации различных правонарушений всеми участниками процесса.
Ни в одном реальном процессе, ни одна существующая рабочая технология не может обойтись без издержек человеческого фактора. Даже если поставить магазин детских игрушек в спальном районе, чтобы обслуживать потребности в игрушках детей, наверняка найдется 5 -10 % жителей этого спального района с обвинениями в коррупции, нарушениях, не надобности в адрес «магазина детских игрушек» и т.д.
Человеческий фактор неизбежен и сопровождает любой процесс, в том числе и процесс трудовой миграции.