125 лет National Geographic: фотопутешествие во времени

Фотовыставка посвящена юбилею журнала National Geographic и включает в себя 125 фотографий, созданных легендарными фотографами и исследователями издания в период с 1888 года по настоящее время. «Каждая фотография – это легенда. За ней стоит история, связанная с тем или иным открытием в области археологии, культуры, науки, географии, всего, что происходило на нашей планете за последние 125 лет», - рассказывает телеканалу «Мир 24» Ирина Ковалевич.
«Каждый из этих снимков хорош не только тем, что он сделан профессиональным фотографам, но и тем, что за каждой фотографией стоит какая-то история в области освоения нашей планеты, космоса или подводного мира. То есть, за каждой фотографией стоит история и какое-то открытие, которое было сделано на нашей планете за последние 125 лет. Это часть нашей жизни», - говорит издатель.
Самый первый выпуск National Geographic, главного журнала Национального географического общества, увидел свет в октябре 1888 года. А за десять месяцев до этого несколько американцев объединились, чтобы создать общество, способствующее развитию географических знаний. С тех пор Национальное географическое общество (NGS) занимается поддержкой ученых, спонсирует проекты, направленные на сохранение природы и на ее исследование. А главным информационным рупором общества является все тот же журнал - National Geographic. Изначально тоненький журнал тиражом в 200 экземпляров сегодня стабильно выходит каждый месяц на 32 языках, иногда включая карты и специальные выпуски. Журнал содержит статьи о географии, науке, мировой истории, культуре, текущих событиях и фотографии мест со всей Вселенной. На обложке каждого номера размещается логотип NGS — желтая рамка-прямоугольник.
Российское издание National Geographic появилось в 2003 году. В этом году читательская аудитория перевалила за 2 миллиона. Совокупная же аудитория журнала по всему миру составляет более 70 миллионов человек.
Выставка «125 лет National Geographic» является частью мирового турне. «В 2013 году Национальное географическое общество отметило свой юбилей открытием экспозиции, которая была представлена по всему миру: в Германии, Дании, Корее, Италии, Китае, Испании, Нидерландах. 1 октября российская команда National Geographic открыла фотовыставку в Москве. Затем экспозиция отправилась в северную столицу. Выставка в Санкт-Петербурге была настолько популярной, что ее продлили более чем на 3 недели. И теперь у жителей Москвы снова появится возможность увидеть лучшие снимки NG за все время его существования», - рассказывает Ирина Ковалевич.
АФГАНСКАЯ ДЕВОЧКА
Одной из самых узнаваемых фотографий National Geographic стала фотография афганской девочки с «волчьим взглядом». Шарбат Гула, так зовут героиню известного снимка фотографа Стива Маккарри. В 1984 году, собирая материал об афганско-советской войне, Стив Маккарри и Дебра Денкер посетили лагеря беженцев на афганско-пакистанской границе. Маккарри был намерен отобразить положение афганских женщин. Как-то утром, идя по лагерю Насир-Баг, Маккарри увидел шатёр, который использовался как начальная школа. Он подошёл к учительнице и попросил разрешения ненадолго остаться в шатре и сфотографировать нескольких из присутствовавших там учеников. Учительница согласилась; внимание Маккарри привлёк взгляд одной из учениц - она вместе с родственниками около двух недель добиралась до лагеря пешком через горы после того, как их деревня попала под вертолётный обстрел и многие из членов их семьи были убиты.
На тот момент девочке было 12 лет. До того, как личность Гулы была установлена в 2002 году, её называли просто «Афганской девочкой». Но в январе 2002 Национальное Географическое общество США организовало экспедицию по поиску героини. Группа вновь посетила Назир Баг, лагерь беженцев в Пакистане, где было в свое время сделано знаменитое фото. Лагерь был фактически закрыт, женщин там давно не было.
Наконец, поиски увенчались успехом: через длинную цепочку родственников и знакомых было установлено, что изображенная на фото красавица живет сейчас в отдаленной провинции Афганистана Тора Бора с мужем и тремя дочерьми. Гуле не составило труда вспомнить эту съёмку — за всё время её фотографировали всего три раза. Она так и не научилась читать, но умеет писать свое имя. Она ничего не знала о том, каким знаменитым стало ее лицо и как много написано статей о ее беспощадном взгляде. В 2002 году для апрельского выпуска National Geographic провел еще одну фотосессию с Шарбат, ради которой она даже сняла традиционный хиджаб.
РОССИЙСКАЯ РЕДАКЦИЯ NG
Андрей Каменев – шеф-фотограф журнала National Geographic. 25 лет назад он посетил фотовыставку «100 лет National Geographic», которая проходила в Москве, и задался целью – начать работать в издании. Вскоре его мечта сбылась и вот теперь уже четверть века Андрей Каменев считается легендой российской фотографии. Под ним падали вертолеты, над ним схлопывались парапланы, он нырял в морскую пучину в Арктике и на экваторе, штурмовал горы и опускался в пещеры. У него больше десятка переломов, а вывихам счет идет на сотни. Словом, настоящий такой шеф-фотограф журнала «National Geographic Россия».
Как рассказывает Андрей Каменев, самые страшные и опасные съемки – это съемки в волнах прибоя. «Как правило, это коралловый риф, и если ты плохо понимаешь, что такое волна, где она образуется, где закручивается и где падает, то легко можешь попасть в зону разрушения – и тебя просто размажет по кораллам. Да и за кораллы особо не подержишься – в руках тяжелая и дорогая камера», - рассказывает шеф-фотограф.
Одни из лучших кадров прибоя Андрей снял в Египте, куда российская редакция отправила его делать материал про фридайверов – спортсменов, ныряющих с задержкой дыхания на глубины более ста метров, мировых рекордсменов Наталью Молчанову и ее сына Алексея.
«Снимать фридайверов очень сложно. Спортсмен сначала долго лежит на поверхности, затем следует резкое движение моноластой, которая, кстати, размером с небольшую дверь. После этого фридайвер идет вертикально вниз. Тебе, с фотоаппаратом в руках, нужно оказаться выше объекта съемки. Меня спасало только то, что акваланг я оставил на берегу».
Отметим, Андрей Каменев – единственный фотограф в мире, отснявший всех осетровых. Самого популярного представителя осетровых – русского осетра – Каменев снимал в дельте Волги, подсвечивая рыбу снизу. А считавшегося полвека вымершим большого амударьинского лжелопатоноса Андрей запечатлел в зоопитомнике Московского зоопарка в 100 километрах от столицы, где этот карликовый осетр содержится в металлическом бассейне с проточной родниковой водой температурой 7 градусов Цельсия. Ради этого кадра Андрей провел в воде с уникальной рыбой почти 4 часа.
Журнал National Geographic сегодня – признанный эксперт в области фотографии. Именно на страницах издания появились первые ночные снимки животных и подводные фотографии. Наконец, National Geographic – первый журнал, поместивший на обложку голограмму.
Отметим, выставка будет проходить с 14 апреля по 10 мая в Малом зале Центра дизайна ARTPLAY.
Татьяна Поддубская