Как Крым привыкает к новому гражданству
В симферопольском аэропорту закрывают duty-free. Отныне де-факто это аэропорт внутренний – ничего международного в ближайшее время сюда летать не будет из-за угрозы санкций. А внутренним рейсам магазин беспошлинной торговли не положен. Все товары распродают с тридцатипроцентной скидкой и ограничений по количеству бутылок нет. Нечто вроде прощального алаверды от прежнего статуса полуострова.
Крымские филиалы международных компаний решили не рисковать – о закрытии своих точек на полуострове уже объявил Макдональдс, а в Metro заявили, что приостанавливают работу на неопределенный срок. Впрочем, это одни из немногих перемен, которые можно успеть заметить на улицах региона. Если не считать, конечно, смену флагов – с украинского на российский.
Новые паспорта
Самые большие очереди - в паспортные столы. Здесь все очевидно – первоначально отведенные три месяца на получение российских паспортов сегодня кажутся утопией. Спустя месяц после референдума властям Крыма удалось собрать лишь сто тысяч заявлений на новые документы, а выдать лишь около 40-ка тысяч паспортов. Всего же придется менять документы более полутора миллионам крымчан. Власти рапортуют, что справятся до конца года, но, судя по всему, и этот дедлайн будут отодвигать.
При этом все крымчане, де-факто, окажутся с двумя паспортами – украинский документ никто не требует сдавать. А даже если бы их и изымали, то это ничего не меняет – отказом от гражданства служит не факт изъятия паспорта, а заявление, написанное в украинские миграционные органы. А их на полуострове сегодня нет. Строгой моногражданственности требуют лишь от крымских чиновников, правоохранителей и силовиков. Киев, в свою очередь, уже заявил, что для крымчан все процедуры по переоформлению украинских паспортов будут осуществляться в Херсоне – по упрощенной схеме.
Второе место, куда стоят длинные очереди, можно увидеть у отделений двух крымских банков - Черноморского банка реконструкции и развития и банка «Морской». Это были единственные финансовые учреждения, главный офис которых был зарегистрирован на полуострове. Теперь они оказались единственными банками, где можно заплатить налоги или штрафы. Отныне там ажиотаж – филиалы украинских банков и рады бы принимать эти платежи, но они не могут их провести юридически.
Как накормить полуостров
Повседневный быт мало отличается от того, что царил на полуострове до референдума. Разве что патрули ГАИ дежурят в сопровождении двух автоматчиков в «балаклавах» -один из которых, судя по шевронам, принадлежит к крымскому «Беркуту», а второй – судя по отсутствию шевронов – к российской армии. Сами гаишники штрафуют нарушителей по украинским штрафам, которые довольно лояльны, по сравнению с российскими (то же превышение скорости - порядка 800 рублей). Местные власти оставили в действии всю нормативно-правовую базу, включая размеры денежных взысканий, до принятия новых подзаконных актов.
Попутно сегодня Крым стал невольной территорией низких цен. Зарплаты и пенсии выплачиваются в рублях по фиксированному курсу в 3,8 рублей за гривну. При этом гривна на межбанке падает – ее курс снижается каждый день. Условно говоря, если пенсионер получит вместо привычной тысячи гривен - 3800 рублей, а затем обменяет их в обменнике обратно на гривны, то на руках у него окажется 1300 гривен. 30% прироста без какого-либо мошенничества. Менять на гривны предпочитают все – к рублям не привыкли и небезосновательно считают, что магазины могут их обмануть, пересчитав цены по завышенному курсу.
Правда и цены тоже растут – особенно на товары повседневного спроса. Фиксированными остаются лишь цены на табак, алкоголь и медикаменты – из-за чего, сыграв на разнице курсов, можно их выгодно прикупить. Кроме того, некоторые магазины просто не успели увеличить цены на мебель и одежду, что тоже делает товары доступными. Зато бензин растет почти каждый день – в Украине топливо стоит дороже, чем в России примерно на 30% и падение гривны на этом товаре сказывается.
Дефицит заметен только по отдельным товарным группам. Многие компании перестали ввозить товары из-за правовой неразберихи. Как теперь импортировать украинские колбасы с материка? Раньше это была обычная коммерческая деятельность, теперь – внешнеэкономическая. Многие боятся нарушить законодательство – украинское и российское – и предпочитают переждать. Пусты и автосалоны – украинские дилеры предпочли непроданные машины вывезти на материк, а российские компании на рынок Крыма еще не зашли.
Новые сложности новых реалий
С обеспечением полуострова товарами и вовсе получается чехарда. Крым последние двести пятьдесят лет существовал в едином целом с территорией южной Украины – оттуда шло всё – от света и воды до соков и туалетной бумаги. С Россией полуостров инфраструктурно не связан никак – паромная переправа не может обеспечить транзит нужного количества грузов. Железная дорога через Украину пока простаивает – Киев и Москва не могут договорить о том, будет ли сообщение восстановлено вовсе, а потому единственный выход – это морское снабжение: из Новороссийска и Анапы в Керчь и Севастополь. Но получится ли кораблями завезти на полуостров все необходимые двумя миллионам крымчан товары – не знает пока никто. С учетом того, что везти надо буквально все – от спичек и туалетной бумаги, до соков и полотенец, то перебои с поставками неизбежны.
А еще Крым пытается понять, что его теперь ждет. Потому что в разное время он выполнял разные задачи – от коммуникационного хаба и курортной мекки, до промышленного центра до военной базы. С коммуникационной базой все непросто – с учетом спорных юридических обстоятельств. Санаторно-курортные перспективы полуострова будут понятны по итогам нынешнего сезона. Промышленный центр – привлекательная идея для многих (в советское время в Крыму существовало три с половиной сотни предприятий), но это долгий процесс. Из-за этого у многих создается ощущение, что полуостров может вновь вернуть себе статус «непотопляемого авианосца».
Но больше всего в Крыму хотят справедливости. Чтобы не было расслоения, неофеодализма, чтобы у богатых не были одни только права, а у бедных – одни лишь обязанности. Хотят, чтобы соблюдались законы и чтобы не застраивали прибрежную линию. Перевесить таблички, повысить пенсии и зарплаты – это неплохо, но Крыму нужна цель своего существования – как некий ориентир в будущем, и правила игры в настоящем. И у всех есть робкое ожидание, что эти правила будут для всех, а не для отдельных «каждых».
Павел Казарин