Легендарный Дом Мельникова разрушается из-за соседних построек
Москва, 12 апреля. Вокруг Дома Мельникова, который считается символом советской архитектуры, складывается непростая ситуация. Пока идут разбирательства по поводу его статуса, здание разрушается. Причем за последний год процесс ускорился. Причина для Москвы распространенная - строительство по соседству офисных центов. Из-за того что путь подземных вод был перекрыт, уникальный памятник поплыл. Эксперты в один голос заявляют - медлить нельзя. Корреспондент «МИР 24» Константин Габов попытался разобраться в проблемах Дома Мельникова.
Екатерина Каринская - внучка знаменитого архитектора Константина Мельникова - с тревогой пересчитывает треснутые окна. То с одной стороны Дома Мельникова, то с другой вновь появляются стройки. Интересно, что в огромной личной мастерской Мельникова ни единого звука с улицы. А за окном роют котлован. Шум в помещении без прямых углов растворяется. О том, что знаменитый Дом Мельника медленно и уверенно разрушается, в последние годы говорят все больше. Пока же здесь бывают только сотрудники музея архитектуры. Они мониторят ситуацию. Недавно поставили специальные маячки.
«Прочность материалов маяков в разы превышает прочность материалов, на которые они поставлены. Поэтому этот маяк лопнуть не может. Прошла проверка, был составлен акт о том, что маяки все целы и процесса разрушения не происходит. Хотя раскрытие трещин увеличивается. Это на глаз видно», - говорит Екатерина Каринская.
По словам Екатерины Викторовны, стыки между двумя цилиндрами - самое уязвимое место. А Дом Мельникова как раз и представляет собой два цилиндра, один побольше, другой чуть меньше. И тут отголоски забивающихся неподалеку свай не только слышны, но и видны. Трещина растет с каждым месяцем. В качестве материалов и самого строительства Екатерина Викторовна не сомневается. Хотя почти все постройки той эпохи, мягко говоря, возводились далеко не по строгим правилам. Здесь же Константин Мельников строил для себя и внимательно следим за всем процессом.
«Кирпич, дерево, стекло. Состояние кирпича нормальное, там, где открытые дымоходы. Дерево с 29 года, оконная столярка в хорошем состоянии. Его хорошо подпортили в реставрации, но оно в принципе совершенно здоровое», - отмечает Екатерина Каринская.
В конце 1920-х годов Константину Мельникову позволялось многое. Собственный особняк в центре Москвы, в Кривоарбатском переулке, вырос под ширмой эксперимента. Тогда новые формы человеческого общежития проявлялись в виде фабрик-кухонь, домов-коммун и рабочих клубов. Архитектура должна была подчеркивать рациональность организации жилья и труда. Или образно - каждой пчелке по соте. Недоверие к личному пространству - одна из идей в строительстве. Предполагалось, что рабочий не обрастает вещами или семьей, а живет одной семьей с коллегами. Эти принципы Мельников перенес на собственных родных. В его доме, законченном в 1929 году, не было перегородок, только два пересекающихся пространства. В спальне даже кровати в центре комнаты. Все это вызывает неподдельный интерес специалистов. Уже давно хотят создать в Доме Мельникова музей.
«Министерство культуры издало приказ о создании Музея Мельникова как филиала Музея архитектуры. И этот музей имеет двухчастную структуру. Общественная часть и фонды хранилища будут располагаться здесь, на Воздвиженке, и отсюда будут направляться экскурсии в Кривоарбатский переулок. Это очень интересная 15-минутная прогулка, в течение которой экскурсанты могут понять, в каком контексте этот памятник появился», - заявила директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева Ирина Коробьина.
Такая концепция совершенно не устраивает Екатерину Викторовну. Она убеждена, что здесь должен быть отдельный музей, а не филиал.
«Все завещано государству для того, чтобы был учрежден государственный музей Константина и Виктора Мельниковых, но не музей в Доме, а музей должен быть рядом с Домом по условиям завещания. И в нем будут экспонироваться произведения и Константина, и Виктора. Тем более что Константин с 33 года только проектировал, а строить ему не давали, и очень много осталось нереализованных проектов», - отмечает Екатерина Каринская.
Пока споры вокруг здания не утихают. Все эти годы Дом Мельникова находился в статусе памятника сначала городского, а затем регионального значения. В этом году он стал федеральным, что дает больше гарантий для сохранения. Специалисты больше всего обеспокоены изменением гидрологии вокруг дома. Опять же из-за строек. За забором сооружают 10-метровый подземный гараж.
«Он преграждает путь водам. Им идти больше некуда. И начинаются провалы грунта. Мы видели маячки и трещины. Я посещала дом около года назад и горизонтальных трещин не было еще», - уверяет представитель «Архнадзора» Юлия Мезенцова.
За последние десятилетия у этого особняка одни потрясения. От непрекращающихся строек вокруг до судебных склок. Здание же нуждается в срочной реставрации. В один момент, возможно, станет поздно обсуждать его судьбу, и останется только изучать оригинальность замысла Константина Мельникова по чертежам и фотографиям.