Почему Россия остается космической сверхдержавой

Источник материала:  
11.04.2014 18:35 — Новости Мира

Сегодня День космонавтики - самый обычный профессиональный праздник. А ведь еще лет 30 назад это был один из немногих праздников, отмечаемых всенародно. В этот день в 1961 году состоялся первый полет человека в космос, а Юрий Гагарин стал самым настоящим супергероем своего времени. Увлеченность космосом была невероятной: чтобы побывать в Звездном городке, организованные группы записывались за несколько месяцев. Всем было интересно читать про детство первого космонавта и про то, как готовят к полетам в космос. Это был звездный час советской фантастики, а все мальчишки поголовно мечтали бороздить просторы вселенной.

Сейчас же в массовом сознании зафиксировано примерно следующее: в космосе мы больше не лидеры, наступила разруха отрасли, гордиться нечем, США и Китай теснят нас по всем космическим фронтам. Правда, в последний год массовое сознание отчасти меняется. По данным «Левада-центра», число респондентов, знающих о достижениях российской космонавтики, резко возросло и достигло 46% опрошенных.

На самом деле, в освоении космоса Россия продолжает входить в тройку лидеров, причем по большинству направлений занимаем твердое второе место, а кое в чем и первое. Просто внутренний пиар и пропаганда в Советском Союзе работали отлично, поэтому про наше лидерство в космосе знали все от мала до велика даже в глухих деревнях. Примерно так же, как сейчас работает пиар и пропаганда космических достижений США. Поэтому для всего мира именно США — безусловный лидер в космосе, а про достижения России мало кто знает.

К сожалению, особенности работы отечественных СМИ таковы, что благополучный запуск или другое событие, отражающее успехи космической отрасли — это просто проходной сюжет в новостях. А авария — сенсация, которая заслуживает журналистского расследования, документального фильма и еще нескольких ток-шоу. Поэтому у массового зрителя возникает стойкое ощущение, что про неудачи отрасли он знает много, а про успехи — почти ничего.

Кроме того, аварии в отечественной космонавтике — это всегда серьезный удар по имиджу российской правящей элиты, тем более в условиях перманентного политического обострения последних лет. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что ругать все отечественное уже много лет считается признаком хорошего вкуса. Почитайте комментарии к статьям про космос по всему рунету, и вы убедитесь в этом сами. Мы с советских времен остались законченными максималистами. Все, что меньше безусловного лидерства, нами воспринимается как полный провал.

Конечно, после того, как в 2001 году была затоплена российская космическая станция «МИР», мы действительно потеряли лидирующие позиции во многих областях космической индустрии. Однако Россия от развития космической отрасли не отказалась и занимает в освоении космоса как минимум прочное второе место.

Космический перевозчик

Именно Россия обеспечивает всему миру «космический транспорт», то есть услуги по выведению на орбиту космических аппаратов и по доставке на Международную космическую станцию различных полезных грузов. В области пилотируемой космонавтики после отправки на пенсию в 2011 году американских шаттлов «Atlantis» российские космические корабли остались единственным транспортным средством для полетов на МКС. «Союз», разработанный более 40 лет назад и неоднократно модернизированный, оказался самым успешным и дешевым пилотируемым космическим аппаратом в мире. Сейчас РКК «Энергия» разрабатывает пилотируемый корабль нового поколения, который предназначен для полетов за пределы околоземных орбит.

Из создаваемых американских кораблей в наибольшей степени готовности находятся Dragon и Orion. В ближайшее время к ним может присоединиться и грузовой Cygnus. Однако ни один из них не отправится в полёт раньше 2017 года. Так что до этого момента мы гарантированно останемся единственными космическими перевозчиками.

Что касается средств выведения на орбиту, то тут мы безусловные лидеры. В нашем распоряжении полноценный парк ракет-носителей, их серийное производство, объемы которого постоянно наращиваются. Есть легкие ракеты «Днепр» и «Рокот», семейство средних ракет «Союз», тяжелый «Протон». Завершилось создание ракеты-носителя нового типа «Ангара», запуск которой запланирован на июнь, а испытания начались на космодроме Плесецк в конце марта.

США на втором месте, у них, кстати, ныне действующие «Atlas-V», «Falcon», «Antares» запускаются на российских двигателях. Есть еще американская ракета-носитель воздушного старта «Pegasus», но она способна вывести на орбиту всего 450 кг.

Далее Европа, которая делит с Китаем третье место по количеству запусков. Она использует «Союз», импортированный из России, тяжелую ракету «Ariane-V», и лёгкую ракету «Vega». Китай активно развивает семейство ракет «Великий поход» и с каждым годом наращивает количество запусков.Наконец, Индия и Япония также совершают по 2-3 запуска в год, но серьезными конкурентами Китаю считаться не могут.

Ракетные двигатели, МКС и автоматические межпланетные станции

Однозначно стоит гордиться России ракетным двигателестроением. Мы по-прежнему делаем ракетные двигатели лучше, чем США. Не зря специально для американских ракет создана новая модель двигателя НК-33/AJ26 - ее делают в Самаре на заводе «Кузнецов». А предшественник этой модели двигатель НК-33А производится на этом заводе серийно. По своим характеристикам он является лучшим в ряду двигателей этого класса. Кислородно-водородные двигатели пока находятся в США в стадии разработки.

Международная космическая станция — это совместный проект. В состав российского сегмента МКС входят функционально-грузовой блок «Заря», базовый служебный модуль «Звезда», стыковочный отсек «Пирс», малые исследовательские аппараты «Поиск» и «Рассвет». Еще шесть модулей — в американском сегменте. Европейцы и японцы имеют на МКС по одному модулю. Но только Россия продолжает расширять и достраивать МКС. В этом году она отправит к МКС 21-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука», а в течение последующих нескольких лет — еще три блока.

В чем Россия действительно уступает лидирующие позиции, так это в области разработки автоматических межпланетных станций. Здесь лидируют NASA и ESA. В настоящее время идёт соревнование за освоение Луны. Последними успешными российскими АМС были «Веги». «Фобосы» были менее успешными, а «Марс-96» и «Фобос-Грунт» окончились провалом. Впрочем, Россия по-прежнему не теряет надежд и к 2030 году планирует создать базу на Луне, а вслед за этим осуществить полёт на Марс.

Системы спутниковой навигации и космическая независимость

Глобальные системы спутниковой навигации имеют только две страны: Россия и США. У остальных стран такие системы отсутствуют, либо являются локальными. Глобальная Навигационная Спутниковая Система ГЛОНАСС, несмотря на серию связанных с ней скандалов, один из самых успешных проектов Роскосмоса и единственный серьезный конкурент американской GPS в мире. Причем все комплектующие ГЛОНАСС — российского производства. Так что в России все-таки есть высокие технологии, как бы их не критиковали.

После периода стагнации, который переживала космонавтика в девяностые годы и в начале двухтысячных, ситуация стремительно меняется к лучшему. Россия планомерно избавляется от любой зависимости в космической отрасли. Даже «Байконуру» готовится замена: в следующем году на Дальнем Востоке в Амурской области закончится строительстве нового космодрома «Восточный». Он обеспечит России полную независимость при решении всех задач, связанных с запуском ракет и гарантированное выполнение международных научных и коммерческих программ. Первый запуск ракеты-носителя с него планируется в 2015 году, а первого пилотируемого космического корабля – в 2018 году. Так что если вы еще начали гордиться своей страной, самое время исправить это. Тем более что для гордости есть все основания.

Татьяна Рублева

←Яценюк решил не встречаться с активистами в Донецке

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика