Мечты о фьордах стали туманнее
Норвежская семья Валстадстве из города Стьюардала, у которой на протяжении полутора десятков лет знакомства неоднократно бывал в гостях, всегда более чем терпимо относилась к интернациональным бракам. Подтверждение тому — счастливый семейный союз ее представителя юриста Томаса с дочерью переселенцев из Южной Кореи, их трое рожденных в браке сыновей.
Знаком я и с другой интернациональной парой. Наш земляк Игорь Яблонский поступил в Белорусский аграрный технический университет. Здесь же училась Мартэ Варум, приехавшая за знаниями в Минск из того же норвежского Стьюардала. Когда Мартэ заболела и оказалась в больнице, Игорь каждый день навещал ее. Положение юной девушки было отчаянным: оказаться на больничной койке, без родных и близких, в чужой стране. Если бы не Игорь, его помощь и участие, не знает, признавалась мне Мартэ, как и выдержала бы нелегкое испытание. Благодарная, очень искренняя и душевная девушка уже другими, влюбленными, глазами взглянула на своего приятеля. Игорь и Мартэ пошли под венец, переехав жить в Норвегию, у них родился сын Вегарь…
Многие потенциальные иммигранты не без оснований убеждены, что Норвегия — прекрасная страна, очень богатая, достойное место для проживания. Особенно ею грезят те, кто любит море и фьорды, спокойных соседей и полную социальную защищенность. Ведь норвежское правительство тратит огромные бюджетные средства на социальные программы, что позволяет комфортно жить всем слоям населения. Бесплатное образование, отличное медицинское обслуживание, а также самые высокие зарплаты в Европе вывели Норвегию на лидирующие позиции по уровню жизни населения. Многочисленные льготы и пособия для малообеспеченных граждан, разнообразные программы помощи делают ее очень привлекательной для иммигрантов из развивающихся стран. Как следствие, ежегодно в Норвегию прибывает около 10 тысяч новоселов, преимущественно по программе воссоединения семей.
Ручеек таких переселенцев из нашей страны жиденький. Куда больше их устремляется в Скандинавию из России. Норвежцы-мужчины достаточно охотно образуют семейные союзы с русскими девушками. Но в целом среди приезжего люда доминируют выходцы из стран Африки и Ближнего Востока. В некоторых районах Осло число таких иммигрантов достигает 85 %. Всем другим законам они предпочитают законы шариата, не торопятся осваивать норвежский язык. Именно иностранцы ныне составляют и большинство «постояльцев» местных тюрем. В свое время мне удалось побывать на экскурсии в одной из них. Яркие, признаюсь, получил впечатления. Начальник тюрьмы, помню, сетовал, что придется закрывать женское отделение: чтобы оно функционировало, необходимо содержать минимум троих заключенных, а в наличии только двое. С тех пор ситуация и в местах лишения свободы в корне изменилась, что не могло не встревожить аборигенов.
Реагируя на тревоги и опасения такого рода, коалиция, образованная из четырех партий Норвегии, выработала новые правила иммиграции в страну, которые будут действовать на протяжении ближайших четырех лет. В принятом недавно законе содержатся более жесткие подходы. В частности, по программе воссоединения семей по новым правилам переехать в Норвегию могут лишь супруг или супруга, а также их малолетние дети. Повышен с 250 тысяч до 297 тысяч крон (около 40 тысяч евро) уровень минимального ежегодного дохода, который должен иметь член семьи, вызывающий в Норвегию своих близких. Главное же — установлен минимальный возраст в 24 года, с которого супруг или супруга может приглашать в Норвегию своего избранника или избранницу.
Масштабные переселения народов не раз происходили в истории человечества. Но современные миграционные процессы не имеют аналогов. И несут эти потоки немало негатива, что и побуждает общественность, парламенты и правительства к адекватному реагированию. И Норвегия в этом не оригинальна. Например, Великобритания выработала целый ряд мер по ужесточению условий для граждан ЕС, которые хотят работать в Соединенном Королевстве. Поводом для бурных дебатов стала гибель у берегов итальянского острова Лампедуза сотен беженцев из Африки, донельзя обострившая проблемы нелегальной миграции. И в ответ на эти современные вызовы европейские страны будут вырабатывать адекватные меры, чаще всего непопулярные среди иммигрантов. Убедительный довод для последних, чтобы по возможности не отрываться от родных мест.