Музей истории пьянства: пить или не пить

Источник материала:  
07.04.2014 16:39 — Новости Мира

«На радостях запьешь – с горем об руку пойдешь», «Минздрав предупреждает – требуйте долива!», «Выпьем, добрая подружка Бедной радости моей. Выпьем с горя; где же кружка?». Профильная подборка плакатов встречает посетителей музея истории пьянства, который расположен на ВВЦ.

Здесь собрана уникальная коллекция, посвященная возникновению и развитию питейных и трактирных заведений в России, культуру подачи и потребления спиртных напитков, а также собраны самые неожиданные артефакты. Музей рассказывает не только о том, как, где и что пили, но и о том, как боролись с пьянством - от «купели для пьяниц» времен Ивана Грозного до советского ЛТП.

Изначально музей был задуман как один из разделов музея истории телесных наказаний, который находится на Арбате. Дело в том, что на Руси любителей выпить нередко били кнутом и даже выгоняли из города. Самым же радикальным методом были купели для пьяниц. Средство экзекуции представляла собой бочку, налитую доверху вином. Человека усаживали в эту бочку и фиксировали голову таким образом, что он не мог оттуда выбраться. В итоге из-за долгого нахождения в спиртном, человек получал невероятное отравление, которое заканчивалось летальным исходом.


Основатель и директор музея Валерий Переверзев убежден, что его детище – это, в первую очередь, музей человеческого лицемерия и человеческой глупости. «Пьянство в России зародилось еще в средние века. Тогда алкогольные напитки делали из всего, что содержало сахар – березовый сок, мед, яблоки. Так появились медовуха, березовица, сидр. Позже появился ржаной квас, а уже потом - виноградный спирт или, как его еще называли, «аква вита». В XIV веке появляется технология выгонки хлебного вина. Вино перегонялось трижды, после чего получалось 38,5% содержания спирта - этот напиток называли полугар», - рассказывает Валерий Переверзев.


Вскоре при Иване Грозном появляется первый кабак, где производили и продавали алкоголь. Кстати, «кабак» в переводе с татарского – это тыква. Дело в том, что татары пили спиртное из тыквы - они ее вычищали, наливали туда алкоголь и выпивали, закусывая мякотью. Царев кабак просуществовал вплоть до Петра I – когда будущий император взошел на престол, он разрешил торговать алкоголем в корчмах, однако владелец должен был сперва купить спиртное в кабаке (причем обязательно нужно было покупать не меньше ведра). Зато в корчме можно было не только пить, но и закусывать, в отличие от кабака, где не продавали еды. Но недобросовестные корчмари изготавливали свой подпольный алкоголь, который назвали «магарыч». Таких корчмарей довольно жестко наказывали.


«Заводчики Демидовы на своих уральских горнодобывающих предприятиях наказывали рабочих за тунеядство и пьянство, вешая им на шею шестикилограммовую чугуную «медаль» в форме восьмиконечной звезды. В центре была надпись – «За пьянство». Петру Первому эта затея понравилась - в 1714 году после замены монополии на производство и продажу алкоголя откупной системой он учреждает такую медаль. Точный вес определяется в 17 фунтов - 6 кг 800 г. Плюс полуторакилограммовый ошейник – получилось восемь кило. Медаль, по сути, была первой антиалкогольной кампанией в России», - рассказывает директор музея.


Подвешивание к руке, ноге или на шею тяжелого предмета было традиционным для России того времени телесным наказанием. По высочайшему указу полагалось «чарку опохмельную в любом кабаке бесплатно выдавать предъявителю сего ордена». Человек выполнял функцию социальной рекламы вроде сегодняшних устрашающих картинок на пачках сигарет о вреде курения. «Ходячий билборд с обязательным правом войти внутрь заведения», - говорит Валерий Переверзев.


Распорядителя того самого кабака называли целовальником. Дело в том, что на эту работу нанимался человек, который приносил клятву не разворовывать бюджет и, принося эту клятву, он целовал крест. Когда его уличали в воровстве – фактически, его уличали в вероотступничестве. Позже Петр I ликвидирует государственную монополию на производство алкоголя и вводит новую систему – откупную.



Музей истории пьянства: пить или не пить


Музей истории пьянства: пить или не пить


«В итоге эта откупная система привела к тому, что откупщики стали богаче царской казны. Позже при Николае I разрабатывается система акцизных марок. Эти акцизы поднимаются в цене, и биржевики, такие как, например, Смирнов и Шустов делают себе на этом невероятное состояние. Далее появляются рекламные кампании. При Александре III появляется общество попечителей народной трезвости. И они выпускают антиалкогольную кампанию. А Шустов со Смирновым – алкогольную. И поэтому всегда висело рядом два плаката – алкогольный и антиалкогольный», - рассказывает Переверзев.


В 1914 году в преддверии Первой мировой войны был издан царский указ о запрете производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 31 июля 1914 года, однако на фронт спирт все равно отправляли. После революции большевики принимают решение продлить действие сухого закона – вплоть до 1923 года.


Следующая антиалкогольная кампания началась в 1958 году. Тогда было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Спустя 14 лет уже Леонид Брежнев подписывает постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Тогда были повышены цены на водку, создавались лечебно-трудовые профилактории, куда людей отправляли принудительно. Из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Кроме того, в рамках кампании в стране начали массовый выпуск антиалкогольных плакатов.



Музей истории пьянства: пить или не пить


Музей истории пьянства: пить или не пить


Последний советский этап на фронте борьбы с алкоголем начался в 1985 году при Михаил Горбачеве. Лозунгом антиалкогольной кампании стала фраза «Трезвость – норма жизни». Параллельно шло повышение цен на алкоголь и резкое ограничение его продажи – все это привело к увеличению нелегального изготовления спиртных напитков.
Кстати, судя по экспонатам музея, борьба с пьянством шла не только в России, но и в разное время в Европе. В консервативной Германии в средние века, например, для алкоголиков изобрели карусель. Человека в жутком похмелье помещали в клетку, а пробегавшая мимо детвора ее раскручивала.



Музей истории пьянства: пить или не пить


Музей истории пьянства: пить или не пить


Впрочем, сам директор музея не склонен считать свое учреждение чем-то вроде интерактивного агитационного плаката. «Это не антиалкогольная кампания и уж тем более не пропаганда алкоголя. Это музей истории пьянства, причем ключевое слово – именно история. История – это наука о том, как было дело. А уж выводы каждый делает сам для себя», - усмехается Валерий Переверзев.


Подготовила Татьяна Поддубская

←Инаугурация мэра Новосибирска Локотя пройдет 9 мая

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика