В музее Востока воссоздали атмосферу старого Тифлиса
Москва, 29 марта. В московском музее Востока воссоздали атмосферу старого Тифлиса, в котором когда-то жил режиссер Сергей Параджанов. В Москву привезли коллекцию коллажей, фотографий и личных вещей мастера. В экспозиции можно рассмотреть реквизит, афиши и коллажи к его фильмам и даже постоять у балкона его Тифлисского дома. Этой возможностью воспользовался корреспондент «МИР 24» Борис Чесноков.
Замахнуться на самого Да Винчи! И вот так, размножить и приукрасить «Даму с горностаем», или посвятить свой запрещенный фильм Тарковскому. Сергей Параджанов был на короткой ноге со многими гениями. Один из самых известных кинематографистов СССР жил как настоящий художник: без копейки в кармане, но зато дома были каждый день приемы. Дверь в его тифлисскую квартиру (сейчас это Тбилиси) не закрывалась, одни гости постоянно сменяли других. На большом обеденном столе всегда стояли огромные серебряные блюда с живописно разложенными угощениями.
«Телефона у него не было, телевизора не было, вся ценность была в общении с людьми. И люди самого разного калибра были. От воров в законе и режиссеров каких-то… и все приходили, слушали его», - вспоминает фотограф, друг Параджанова Виктор Баженов.
Баженов часто бывал у Параджанова и много его фотографировал. Говорит, балкон его квартиры был настоящей достопримечательностью - из хлама и мусора мастер соорудил там инсталляцию. Коллаж сохранился только на фото Баженова, поскольку после смерти художника часть вещей из его дома увезли в Ереван, а те, что остались, время не пощадило.
«Он вышел, а я ему: Ой, дайте, я вас сниму! Но мне не нравилась светлая рубашка и ничего сделать нельзя, потому что свою джинсовую куртку одеть на него я не мог - это был не его стиль. Он этого совершенно не признавал, не понимал. И я на него накинул половики, чтобы забить белый цвет, который бы доминировал в кадре. С этими половиками он согласился сфотографироваться», - рассказывает Баженов.
Сергей Параджанов вникал во все детали, ничего не оставлял без внимания. Во время съемок своей легендарной картины «Ашик-Кериб» лично делал коллажи, утверждал афиши и костюмы. Например, оригинальный тюрбан, который носил в кадре исполнитель главной роли Юрий Мгоян, и знамя режиссер сшил сам.
«Он делал все своими руками, вмешивался в работу всех художников. Мы записывали интервью с Георгием Алекси-Месхишвили, известнейшим художником, сценографом, который ставит в Москве, Америке. Он сделал коллажи к «Ашик-Керибу». Я спросил его: а вмешивался ли Сергей? Конечно, он приходил, все перемешивал, а я – клеил», - рассказывает коллекционер Арам Баблоян.
Все предметы экспозиции взяты из личной коллекции издателя Арама Баблояна. Он собирает вещи, которые напоминают о жизни старого Тифлиса. Но, говорит, что образ города не полон без Сергея Параджанова.
Эта экспозиция мобильная и часто гастролирует, хотя организаторы мечтают, что однажды она пропишется в старом дворике Тбилиси, ведь в городе до сих пор нет музея Параджанова.