«МИР 24» разыскал памятники сырку «Дружба», портфелю с веником и Венечке Ерофееву
Среди множества известных памятников культуры в Москве, таких как памятник Пушкину, Гоголю или Грибоедову, в столице можно встретить и менее известные композиции, но не менее примечательные. Об этих бронзовых диковинках вы не прочтете в путеводителях. Познакомиться с ними и увидеть Москву, которую не разглядишь с первого взгляда, вы сможете в нашем обзоре.
ПАМЯТНИК КАРАНДАШУ И КЛЯКСЕ
Этот памятник находится возле Дома Союза цирковых деятелей России недалеко от метро Фрунзенская по адресу: улица Ефремова дом 12, стр. 2. Памятник был установлен в 2008 году. Это место еще примечательно и тем, что здесь многие годы жил и работал знаменитый клоун Михаил Румянцев, исполнявший на арене цирка роль клоуна Карандаша.
Клоун стал классикой клоунского мастерства и по праву вошел в историю советского цирка, именно с ним начинал свою творческую карьеру еще один знаменитый клоун – Юрий Никулин. Дуэт Карандаша и его черной собачки по кличке Клякса был настолько популярен, что зрители могли ходить в цирк только ради их выступления. Про эту неразлучную пару даже сняли мультфильм «Карандаш и Клякса – Веселые охотники».
Клоун стоит в своей любимой шляпе, в его руках находится трость, с которой он не расставался даже иногда во время выступлений. Он внимательным взглядом смотрит на собаку, находящуюся у его ног. Большой палец правой руки клоуна поднят вверх, что означает «Во!». Среди поклонников циркового искусства ходит легенда, что если подержать клоуна за поднятый палец, то удача не заставит себя долго ждать.
Известно, что самую первую собаку Карандаша звали Никс, но затем кто-то заметил, что черный шотландский терьер на манеже выглядел как маленькая черная клякса на ярком полотне, и с тех пор все последующие «партнеры» клоуна назывались Кляксами, даже если официально их звании иначе. Инициатива установки памятника Карандашу и Кляксе принадлежала Союзу цирковых деятелей России. Его члены обратились с данным предложением в Московскую городскую Думу, и были единогласно поддержаны комиссией по монументальному искусству. Памятник Карандашу также был установлен на площади возле местного цирка в белорусском городе Гомеле в июне 2006 года.
ПАМЯТНИК УТКАМ
Этот памятник расположен неподалеку – в сквере Новодевичьего монастыря. Он называется «Дайте дорогу уткам» или «Маме-утке и утятам». Памятник представляет собой скульптурную композицию – цепочку из восьми утят, идущих за мамой-уткой. Это иллюстрация знаменитой в Америке сказки Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Первое открытие памятника состоялось в 1991 году, когда жена 41-го президента США Джорджа Буша старшего Барбара Буш подарила утят супруге Михаила Горбачева Раисе Максимовне Горбачевой. Это точная копия скульптуры из Центрального парка Бостона.
Сюжет взят из старой сказки, написанной для малышей писателем Робертом Макклоски много лет назад. С тех пор сказка полюбилась не одному поколению детей. В ней рассказывается о том, как мама — утка ищет удобное и безопасное место для своего семейства. На своем пути утка с утятами встречаются со многими людьми. Кто-то угощает их арахисом, а полицейские перекрывают движение, чтобы утята спокойно перешли дорогу.
В Москве памятник «Дайте дорогу утятам» появился в знак дружественных отношений между США и СССР.
К сожалению, памятник быстро стал жертвой вандалов. В первые же дни, после его установки, одного утенка похитили. В феврале 2000 года исчезли мама — утка и еще двое утят, но осенью 2000 года скульптуры были восстановлены. Теперь все утиное семейство в сборе, мама — утка Маллард и ее утята: Джек, Кэк, Лэк, Мэк, Нэк, Квэк, Пэк и Квак.
В 2002 году, во время визита супруги 43-го президента США Джорджа Буша Лоры Буш в Москву, она посетила Российскую государственную библиотеку детской литературы и прочитала находящимся там детям «Дайте дорогу утятам». Стоит отметить, что книга «Дайте дорогу утятам» была издана на русском языке только в 2013 году.
ПАМЯТНИК ШУРИКУ И ЛИДЕ
На юго-востоке Москвы, в районе станции метро Текстильщики, у входа в здание Московского экономического института расположен памятник двум главным героям кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» - Шурику и Лиде. Шурик и Лида, как и в фильме, читают один конспект на двоих; правда, современный московский Шурик находится справа от Лиды, в то время как в фильме он шел с левой стороны. Примечательно, что это не единственный памятник героям комедии Гайдая в России: застывшие Шурик и Лида покровительствуют студентам и в Краснодаре. Он установлен напротив входа в политехнический музей. Там герои расположены друг относительно друга также, как и в фильме.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика – советский комедийный художественный фильм, снятый в 1965 году режиссером Леонидом Гайдаем. Фильм состоит из трёх самостоятельных новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы». Все они объединены фигурой главного героя — простоватого и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко, приключения которого получили продолжение в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В «Операции «Ы» также действует троица комических антигероев-жуликов — Трус, Балбес и Бывалый, впервые появившихся в короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики».
Шурик и Лида как раз присутствуют во второй части трилогии – «Наваждение». В политехническом институте идёт экзаменационная сессия. В последние часы перед экзаменом Шурик лихорадочно читает конспект лекций в руках незнакомой студентки, «на автопилоте» следуя за ней повсюду, даже к ней домой. Обратить внимание друг на друга и вообще на что-либо вокруг у молодых людей нет времени. После экзамена Шурика знакомят с Лидой — той самой студенткой, и между ними тут же возникает симпатия. Оказавшись в гостях у Лиды, Шурик вдруг понимает, что всё ему здесь, в незнакомой квартире, знакомо — предметы, звуки, запахи… Лида и Шурик проводят научный эксперимент на предмет обнаружения у Шурика парапсихологических способностей. Эксперимент заканчивается поцелуем.
ПАМЯТНИК «МОСКВА-ПЕТУШКИ»
В районе станции метро Менделеевская на площади Борьбы установлены памятники героям известного произведения Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Памятник представляет собой композицию из двух скульптур – памятника Венечке, который стоит на остановке в нетрезвом виде, прислонившись к расписанию автобусов, а с другой стороны – на остановке в Петушках стоит его возлюбленная.
На постаменте Венечки написано «…Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться!». А на постаменте возлюбленной «В Петушках,… жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет».
Эта скульптурная композиция была задумана в честь 60-летия писателя Венедикта Ерофеева, написавшего поэму «Москва-Петушки». Изначально одну скульптуру собирались поставить в Москве, другую - в Петушках. Вначале так и было сделано. Таким образом, скульптура Венички находилась на Курском Вокзале, а его подруга находилась в Петушках. Но потом было решено их воссоединить. И теперь они находятся в сквере на площади Борьбы в Москве.
«Москва-Петушки» - псевдо-автобиографическая поэма в прозе Венедикта Ерофеева. Поэма была написана в 1969-1970 году и распространялась в самиздате. Впервые была опубликована летом 1973 года в Израиле в журнале «АМИ», вышедшем тиражом в 300 экземпляров, затем – в 1977 году в Париже. В СССР она была опубликована только в эпоху перестройки в 1988-1989 годах, сначала в сокращенном виде в журнале «Трезвость и культура», а затем – в более полном в литературном альманахе «Весть», и, наконец, почти в каноническом виде в 1989 году в издательстве «Прометей».
Лирический герой поэмы — интеллектуальный алкоголик Веня (Веничка) Ерофеев, едущий на электричке по 125-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки к любовнице и ребёнку. Петушки — цель поездки — описываются рассказчиком как некое утопическое место.
ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Патриаршие пруды – именно здесь начинается действие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». «Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Так начинается первая глава романа, которая называется «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Здесь же, у входа на Патриаршие пруды стоит табличка «Запрещено разговаривать с незнакомцами».
Этот знак появился здесь относительно недавно – в 2012 году. На знаке изображены три силуэта – Воланда, Коровьева и кота Бегемота. Знак, кстати, появился здесь по частной инициативе, без согласования с городскими властями, однако префектура обещала знак не демонтировать.
Здесь же, на Маяковской, чуть ближе к метро, находится дом-музей Булгакова на Большой Садовой улице. Это та самая «нехорошая квартира 50» в «доме 302-бис», где жили мистические герои романа – Воланд и его свита. Перед входом в квартиру установлены скульптуры Коровьева и Бегемота.
«…Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал: «С котами нельзя». – «Я извиняюсь, - задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, - с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?». Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус…».
Именно этот эпизод романа нашел свое отражение в памятнике. Квартира № 50 оставила в душе Булгакова неизгладимый след. «Проклятый дом» появляется не только в «Мастере и Маргарите», но и на страницах других произведений: «Записки на манжетах», «Зойкина квартира», «Тайному другу», «№13 – Дом Эльпит-Рабкоммуна». В музее воссозданы условия, максимально приближенные к тем, в которых жил и работал будущий писатель. Книги и предметы мебели, которые достались Булгакову от его дяди профессора Николая Покровского, перевезены из квартиры в Нащокинском переулке. Кстати, впоследствии Покровский стал прототипом нескольких героев – Преображенского в «собачьем сердце» и профессора Персикова в «Роковых яйцах».
На видном месте висит портрет взрослой хмурой женщины – прототипа «Аннушки-чумы», которая неосторожно разлила на трамвайных путях подсолнечное масло. На самом деле, эту женщину звали Анна Горячева. Она всегда была недовольна ночными посиделками Михаила Булгакова за работой над очередным произведением по причине включенного света и устраивала скандалы. Реальным прототипом кота Бегемота был большой серый домашний кот Флюшка. А сейчас в доме-музее Булгакова живет свой Бегемот – настоящий черный кот. Но самое главное в музее – это возможность окунуться в атмосферу жизни писателя и побывать одновременно в мире современной Москвы и мире Москвы Булгаковской.
Продолжение следует...
Татьяна Поддубская