Джон Ноймайер вывел на сцену «Даму с камелиями»


Москва, 22 марта. Звезда балета Джон Ноймайер вывел на сцену Большого «Даму с камелиями» Шопена. Это самый любимый спектакль хореографа, его визитная карточка, поэтому переносить постановку на сцену ГАБТа он приехал лично. В главных партиях - прима Большого театра Светлана Захарова и премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов. Специально для постановки были изготовлены сотни костюмов и копии винтажных украшений, так что премьера получилась по-настоящему блестящей. На первом показе для зрителей побывал корреспондент «МИР 24» Константин Коковешников.
В театре его прозвали неутомимым. Хореограф Джон Ноймайер работает по 10 часов в день. Даже по пути к журналистам он успевает сделать замечания артистам. Мол, грим поправить надо. А прессе сразу заявляет - несмотря на классическую постановку, его балет получился современным.
«Эта история вне времен, она могла бы произойти и сейчас. У Дюма Маргарита умирает от чахотки, сегодня она могла бы страдать от СПИДа, любой другой болезни. Это не так важно, главное - передать всю трагедию обреченной любви», - поясняет Джон Ноймайер.
Свою версию «Дамы с камелиями» Джон Ноймайер поставил аж в конце семидесятых на сцене Штутгартского балета - в память о своем учителе Джоне Крэнко. Спектакль настолько понравился зрителям, что перенести его на свои сцены захотели все ведущие театры мира. Большой ждал долго, но не зря. Ноймайер взялся за адаптацию балета сам. На роль Маргариты Готье мастер выбрал приму Светлану Захарову.
Захарова уже танцевала эту партию в балетах других хореографов. Говорит, у Нормайера все по-другому. Постановщик настолько трепетно относится к этому балету, что вместе с актерами переживает все чувства. И на последней репетиции финальных сцен в его глазах стояли слезы.
«Образ, который создает Джон Ноймайер, особенный, он вкладывает туда столько нежности, столько чувств. Все продумано до мелочей. В этом спектакле столько мелочей, и каждый взгляд, каждый поворот головы, каждый жест, каждое прикосновение - они очень значимые», - отмечает прима-балерина Большого театра, народная артистка России Светлана Захарова.
Джон Ноймайер - литературовед по первому образованию и страстный поклонник книг. Он тщательно изучил первоисточник и немного его доработал. В романе Дюма-сына «Дама с камелиями» главные герои - куртизанка Маргарита и красавец Арман знакомятся в театре, у них начинается бурный роман и однажды молодой человек дарит возлюбленной книгу «Манон Леско». Они идут на одноименный балет и смертельно больная Маргарита начинает отождествлять себя с героиней пьесы. В постановке Ноймайера зритель видит «балет в балете». Партию Манон исполняет Анна Тихомирова.
«У меня три одинаковых костюма на протяжении балета, они изнашиваются и становятся все более ветхими, потрепанными. На протяжении всего спектакля костюм становится все старее и старее, и превращается в лохмотья, так же как мои прическа и макияж. Сейчас мне будут наносить такую белую маску - очень яркие глаза, губы, мушки, и в дальнейшем у меня будут уже волосы распущены, он просил, чтобы полностью, как человек перед смертью - у меня будет все меньше и меньше макияжа. Обычно мы красимся перед спектаклем, а тут я буду в течение всего спектакля макияж снимать», - рассказала солистка Большого театра Анна Тихомирова.
Немецкий художник Юрген Розе придумал не только наряды, но и коллекцию украшений. Большой театр специально нанял ювелира. Он снимал мерки с пальцев балерин - чтобы все украшения подходили идеально. Такая же щепетильность и в оформлении сцены. На ней не так много декораций, но все банкетки, зеркала и даже люстры с французских блошиных рынков.
«Когда выходишь на сцену и видишь весь этот шик, конечно, это помогает. Как будто бы попадаешь в прошлое, но танцовщикам надо привыкнуть», - делится премьер Гамбургского балета Эдвин Ревазов.
Балет получился по-настоящему блестящим. А виртуозное исполнение солистов Большого настолько захватывает, что публика даже не замечает, как бежит время. Хотя спектакль длится положенные три часа.