Актриса Джессика Лэнг привезла в Москву свой фотопроект
Перейти по другую сторону камеры для актеров – дело обычное. Они становятся режиссерами, сценаристами, продюсерами, открывают свои кинокомпании, а вот обладательница двух Оскаров, актриса Джессика Лэнг вместо видеокамеры взяла в руки фотоаппарат «Лейка». И уже 15 лет создает свой огромный фотоальбом под условным названием «То, что я вижу». Она уже признана как фотохудожник в Америке, ее выставки проходят в самой крупной галерее Нью-Йорка, а вот в Москву подборку из 140 своих работ Джессика Лэнг привезла впервые в рамках 10-ой Фотобиеннале.
Выставка составлена из нескольких тематических серий, которые Джессика Лэнг снимала много лет во время своих путешествий по миру. Отметим, что российских фотографий тут нет, несмотря на то, что с Россией актрису связывает большая любовь к танцору Михаилу Барышникову, их совместному ребенку и «славянским» внукам. Кстати, один из самых примечательных снимков на выставке - девочка со змеей - это одна из внучек актрисы.
«Это случайный снимок: после завтрака на ферме моя внучка увидела змею в траве и без всякого страха подошла и взяла ее в руки, а у меня была под рукой камера. На этом снимке ни она, ни я не пытались сделать что-то специально. Но сейчас я вижу, что мне удалось поймать целый момент жизни ребенка, в котором нет страха. И все. Я сделала кадр, мы подержали эту змею в руках и отпустили ее, и она уползла», - рассказала историю фотографии Джессика Лэнг.
Этот снимок - суть работы Лэнг как фотохудожника. Когда ей подарили фотокамеру «Лейка» в начале 90-х, она начала фотографировать своих детей. И сразу отказалась от постановочной съемки. Российская экспозиция, кстати, носит название «Незримое». Все работы сделаны Джессикой обязательно на черно-белую пленку и тайком, будь это фестиваль Майя в горах Чьяпас или примерка туфель незнакомкой - любимая работа директора Московского дома фотографии.
По словам Джессики, когда кадр переносится на бумагу, он как будто погружается в нее, а цифровая фотография остается на поверхности. Именно поэтому она предпочитает работать с пленкой. В пленке остается душа, а с использованием цифрового оборудования она теряется. Даже когда актриса снимается в кино, она предпочитает, чтобы снимали на пленку, потому что это придает определенную чувственность отснятому материалу. Цифровая съемка ей не интересна, она лишена тактильности работы с негативами.
Действительно, актриса долгое время сама проявляла пленку и печатала свои снимки. Еще в колледже в 1967 году она прошла курсы фотографов, когда начала снимать профессионально, вспомнила и отточила приобретенные технические навыки, уделяя особое внимание бумаге, на которую переносит свои впечатления. Правда, когда начались выставки, работу с негативами Лэнг передоверила профессионалу. Своеобразной визиткой фотографий Джессики Лэнг можно назвать неровные поля. По примеру своего любимого фотохудожника Анри Картье Брессона актриса отпечатывает фотографии, не обрезая неровные поля. И у посетителей выставки есть возможность сравнить готовую работу с негативами: целая стена в Московском доме фотографии посвящена контактным отпечаткам. Желтый маркер означает, что лучший снимок найден.
Выставка «Незримое» только-только открылась в Москве, а Джессика Лэнг уже подтвердила намерение представить свой новый эксперимент московской публике. Сейчас актрису увлекают фотогравюры.