«Убийцу ПРО» российская армия поставит на белорусские колеса
Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) сохранил позиции основного поставщика колесных шасси и тягачей для нужд Вооруженных сил России.
В конце прошлого года была достигнута договоренность о вхождении МЗКТ в состав холдинга «РТ-авто», акции которого полностью принадлежит российской государственной корпорации «Ростех».
Таким образом исполнилось желание руководства Российской Федерации взять МЗКТ под свою «крышу», с тем чтобы гарантировать выполнение программы перевооружения своих Вооруженных сил, и Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в особенности.
По данным, опубликованным в прессе, Россия в 2014 году введет в строй 22 стратегических ракетных комплекса, в том числе 18 подвижных ракетных комплексов грунтового базирования (ПГРК). По мнению экспертов, на подходе уже и первые образцы новейших ПГРК «Рубеж» (другие рабочие обозначения — «Авангард», РС-26).
При этом эксперты ссылаются на заявление командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева от 18 декабря. По его словам, летно-конструкторские испытания комплекса, оснащенного новой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) с рабочим названием РС-26, завершатся в 2014 году. К постановке на боевое дежурство этот ПГРК планируется, начиная с 2015 года.
Отметим, что годом раньше главком РВСН заявил СМИ: в перспективе новый комплекс заменит прежние «Тополь-М» и «Ярс».
Военные аналитики полагают, что принятие на вооружение РС-26 и начало его серийного производства позволит России быстрее ликвидировать отставание от США в количестве развернутых носителей и боевых блоков. В результате Москве удастся вывести количественные показатели ядерных вооружений и средств их доставки на максимальный уровень, разрешенный условиями договора СНВ-3.
Напомним, что действующее ныне российско-американское соглашение требует от сторон привести количество средств доставки и боевых блоков к оговоренному значению к 2018 году. Именно к этому времени стоит ожидать производства и передачи РВСН России наибольшего количества комплексов РС-26.
Кроме того, этот ПГРК должен обеспечить повышение боевого потенциала РВСН в плане преодоления ПРО. Недаром вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий в правительстве России сферу ВПК, назвал РС-26 «убийцей ПРО», подразумевая, что ни существующие, ни перспективные системы ПРО не в состоянии перехватить боевые части ракеты этого комплекса.
А в не столь давней публикации газеты «Известия» говорится, что боевые блоки этой ракеты имеют собственные двигатели и после отделения от носителя могут непредсказуемо маневрировать на траектории полета со сверхзвуковой скоростью. Разновидностью такого рода боеголовок уже оснащены ракеты оперативно-тактического комплекса «Искандер-М».
По мнению специалистов, конструкция ПГРК «Рубеж» сохраняет определенную преемственность с комплексами «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». Есть так же вероятность использования при его создании наработок опытного ПГРК советских времен «Курьер».
Говоря о технических характеристиках РС-26, эксперты относят его к комплексам с малогабаритными МБР, имеющими 2-3 ступени. В них, скорее всего, использован новый тип твердого топлива, ускоряющий прохождение активного участка траектории. По прикидкам экспертов, минимальная дальность пуска МБР составляет около 2 000 км, максимальная — превышает 6000 км.
Эти сведения подтверждаются и заявлением главкома РВСН Каракаева. По его словам, «РС-26» — твердотопливная МБР с усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью. Новая ракета будет меньше по габаритам и легче «Ярса». Предполагается, что вес мобильной пусковой установки нового комплекса составит 80 тонн против 120 с лишним тонн у предшественника.
Согласно СМИ, серийное производство МБР для ПГРК «Рубеж» будет налажено на Воткинском машиностроительном заводе, оборудования пусковых установок — на волгоградском заводе «Баррикады». А вот относительно производителя колесных шасси для них у экспертов возникли разногласия. Дело в том, что еще с советских времен традиционным поставщиком подобных шасси является Минский завод колесных тягачей, и были все основания ожидать сохранения статус-кво.
Однако в течение последних полутора лет в российской прессе прошла серия публикаций о том, что Минобороны России намерено вскоре отказаться от использования белорусских шасси в качестве носителей новейших ПГРК. Утверждалось, что начиная с 2014 года эти комплексы будут размещаться на шасси семейства «Платформа» разработки Камского автозавода. В дальнейшем машины этого семейства поступят на вооружение всех видов и родов войск России, а МЗКТ лишится российских военных заказов.
Некоторые представители экспертного сообщества приняли эту информацию всерьез и стали обсуждать ее последствия как для минского завода, так и для Беларуси. Другие (преимущественно профессиональные военные) расценили эти информационные вбросы как блеф, цель которого — вынудить Минск пойти на условия Москвы при создании СП на базе МЗКТ.
Логика рассуждений скептиков была проста: чтобы армия России смогла перейти на другую колесную базу, нужно много времени и денег. Однако самое главное — отсутствие у российских производителей конструкторско-технологического и производственного потенциала для разработки и налаживания серийного выпуска таких машин.
Во всяком случае, Московский институт теплотехники (МИТ), разработчик всех советских и российских ПГРК, уже в 2008 году имел в своем распоряжении техпроект шасси МЗКТ-79291 (12х12) мощностью 650 лошадиных сил для автономной пусковой установки РС-26. А 3 июля 2013 года новое шасси впервые было представлено на параде в честь Дня Независимости в Минске.
К этому времени сошли на нет и разговоры о том, что для комплекса «Рубеж» могут быть использованы шасси КамАЗ-7850, созданные по программе «Платформа». Похоже, что серийное производство машин семейства «Платформа» так и не будет начато.
Вот что заявил еще 14 марта прошлого года генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин: «Как я считаю, КамАЗ и не должен заниматься производством такой техники, как, например, шасси тяжелые. Это не наша задача. Это задача тех, кто должен делать это по назначению... КамАЗу поднять инвестирование, например, такого проекта, как «Платформа», невозможно».
Таким образом, можно утверждать, что трюк с КамАЗом не прошел. И хотя госкомпания «Ростех» через холдинг «РТ-Авто» и получает контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей, руководство МЗКТ выиграло многое из того, что хотело: завод сохранил позиции основного поставщика многоосных колесных шасси и тягачей для российской армии, а также получил серьезные средства на развитие их производства на своей территории.
Александр АЛЕСИН