Главарь кущевской банды Цапок приговорен к пожизненному заключению
Краснодарский краевой суд во вторник, 19 ноября, приговорил к пожизненному лишению свободы Сергея Цапка и двух его сообщников - Владимира Алексеева и Игоря Черных. Цапка суд признал главарем разбойной банды, долгие годы орудовавшей в кубанской станице Кущевская, а Алексеева и Черных - ее "основными киллерами", передает РИА "Новости".
Кроме того, по решению суда, Цапок должен выплатить 700 тысяч российских рублей штрафа, отмечает ИТАР-ТАСС. Алексеева суд обязал выплатить штраф в размере 600 тысяч рублей, Черных - 400 тысяч рублей.
Остальные подсудимые приговорены к длительным срокам заключения: Николай Цапок (дядя главаря банды) - к 20 годам, Вячеслав Цеповяз - к 20 годам (и 200 тысяч рублей штрафа), Владимир Запорожец - к 19 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
Гособвинение просило суд приговорить пожизненно Сергея Цапка, Владимира Алексеева и Игоря Черных. Остальных подсудимых к 25 годам лишения свободы каждого. Тем не менее после вынесения приговора гособвинитель на процессе представитель Генпрокуратуры РФ Виктор Антипов назвал решение суда справедливым и законным. "А то, что некоторым дали меньше сроки наказания, чем мы просили, суду виднее. Мы предлагаем, суд назначает", - отметил он.
Защита считает приговор "историческим" и намерена его обжаловать
Защита же осужденных, в свою очередь, заявила, что не согласна с приговором и в течение 10 дней обжалует его в коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ. "Данный приговор войдет в историю как образчик попирания конституционных прав участников уголовного производства. Обжалование в конституционном порядке", - заявил адвокат Сергея Цапка Вячеслав Дмитриенко.
Он пояснил, что в первую очередь имеет в виду нарушение принципа состязательности в ходе рассмотрения уголовного дела судом присяжных. "Обвинительный вердикт коллегии присяжных построен на доказательствах, представленных стороной обвинения. Доказательства, представленные стороной защиты, судом к рассмотрению присяжных допущены не были", - подчеркнул Дмитриенко. "Не только мой, но и другие осужденные по делу не причастны к преступлению, в котором их обвиняли", - утверждал он (цитата по "Интерфаксу").
Стоит отметить, что ни Цапок, ни другие члены банды, осужденные судом, не признали вину в инкриминируемых им преступлениях. Сам главарь в последнем слове, произнесенном накануне в Краснодарском краевом суде, заявил, что не собирается покончить жизнь самоубийством, и пообещал присутствовавшим в зале журналистам, что выйдет на свободу и они "еще встретятся".
"Одурели от запаха крови"
Приговор банде был вынесен на основании вердикта присяжных. 8 ноября они признали шестерых участников преступной группировки виновными по всем эпизодам обвинения и "не заслуживающими снисхождения". Таким образом судья в итоге согласился с мнением коллегии присяжных, а также представителями следствия и гособвинения.
Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, комментируя сегодняшний приговор суда, заявил, что "Цапки" - это циничные, жестокие и безжалостные люди, скорее, даже со звериными, нежели человеческими инстинктами". В качестве подтверждения он привел фрагмент из материалов уголовного дела. Согласно ему, на допросе один из обвиняемых не мог вспомнить некоторые подробности кровавой бойни в станице Кущевская, объясняя, по словам Маркина, это тем, что они "одурели от запаха крови".
Банда орудовала с 1998 года
Убийство в Кущевской стало одним из самых жестоких преступлений, которое, по информации следствия, банда совершила в ноябре 2010 года. Злоумышленники напали на дом фермера Сервера Аметова, где убили 12 человек, включая детей. Убийцы, желая скрыть следы преступления, подожгли дом. Из обвинительного заключения следует, что Цапок пошел на это преступление, потому что ошибочно считал фермера причастным к гибели своего брата - Николая Цапка, убитого в 2002 году.
Множество других преступлений, совершенных в Кущевской и окрестностях, были раскрыты именно в ходе расследования этого преступления. Так, согласно материалам обвинения, с 1998 по 2010 год - за время, которое банда "цапковских" действовала в Кущевской, ее участниками были убиты 19 человек.
Кроме того, как полагают следователи, два убийства - ростовского предпринимателя Сергея Бегиджанова и жителя Кущевской Александра Строкуна - не были доведены до конца. В первом случае потерпевший чудом избежал гибели, но при покушении погибли его внук и водитель. В другом случае пострадавшему, которого бандиты похитили и планировали сжечь в заранее приготовленной могиле, удалось скрыться.
"О том, что в станице Кущевской с конца девяностых существовала группировка, прозванная по имени ее руководителей "Цапки", знали если не все жители станицы, то по крайней мере большая часть, особенно те, кто имел детей или занимался бизнесом", - заявлял гособвинитель Виктор Антипов.
Двое фигурантов дела - Виталий Иванов (Витамин) и Сергей Карпенко (Рис-младший) - до суда не дожили. Еще двое членов банды - Андрей Быков (Бык) и Вячеслав Рябцев - уже осуждены, каждый приговорен к 20 годам лишения свободы. Оба, признав вину, заключили досудебное соглашение со следствием, в связи с чем их дела были выделены в отдельные производства. Кроме того, за укрывательство массового убийства к штрафу в 150 тысяч рублей был приговорен Сергей Цеповяз (его поначалу СМИ нередко путали с Вячеславом Цеповязом).
Мать Цапка - Надежду Цапок - признали виновной в мошенничестве в особо крупном размере и приговорили к трем годам колонии общего режима со штрафом 500 тысяч российских рублей. Она может выйти на свободу в августе 2014 года. В то же время, по данным правоохранительных органов, Цапок одновременно выступает фигуранткой еще одного уголовного дела о мошенничестве с землей.
Еще один - самый младший член печально известной кущевской ОПГ Игорь Майданюк - мог задержаться за решеткой на 10 лет. Причастность его к убийству семьи фермера правоохранители доказать не смогли, однако он был признан виновным в других преступлениях (нанесение побоев, угон автомобиля, незаконный оборот наркотиков, пособничество в умышленном причинении легкого вреда здоровью). Однако на момент совершения этих преступлений Майданюк был несовершеннолетним, поэтому он получил поблажку от суда в виде всего четырех с половиной лет колонии, а на свободе оказался еще раньше - уже через два года, получив условно-досрочное освобождение за хорошее поведение и отсутствие взысканий.