Французская полиция задержала беглого казахстанского банкира
По всему медиапространству Евросоюза разгорелась полемика, быть или не быть на свободе казахстанскому экс-банкиру Мухтару Аблязову. И громче всех призывает к поиску преступника… сам беглый бизнесмен. Вот уж воистину, «на воре и шапка горит».
Напомним, Аблязов находится в розыске по линии Интерпола по обвинениям в том, что возглавляя один из крупнейших банков Казахстана – БТА-Банк, обворовал его на 6 миллиардов долларов. На украденные деньги он развернул бурную политическую деятельность, а затем благополучно скрылся от правосудия на Туманном Альбионе. Британцы вначале дали ему статус политического беженца, но вскоре пожалели об этом и встали в очередь из желающих упрятать экс-банкира в тюрьму. Но тот сбежал во Францию и больше года сохранял положение инкогнито. Парадоксально, что при этом неуловимый Аблязов вел активную жизнь в интернете, раздавал направо и налево интервью, настолько вжившись в роль диссидента и главного оппозиционера действующей в Казахстане власти, что и сам, наверное, в это поверил. Такова специфика жизни беглецов от правосудия. Хочешь выжить на Западе - запишись в меньшинства… Там традиционно относятся с пиететом к людям, преследуемым по политическим мотивам, чем и пользуются преступники. И вот еще одно наблюдение: чем больше денег у беглых преступников, тем охотнее им верят на слово.
Очередная информационная атака идет сейчас из Франции, где беглеца наконец-то задержали на одной из шикарных вил на Лазурном берегу. И сразу же последовал «выстрел» в СМИ от людей, близких к беглому олигарху. Опасаясь повторения судьбы «шефа», подали голос такие же, как и он, беглецы из Швейцарии и Мальты – Виктор Храпунов и Рахат Шораз (Алиев). «Ни в коем случае не отдавайте Аблязова ни России, ни Украине, ни Казахстану», – пишут оппозиционеры, узнав о том, что встал вопрос о его экстрадиции. Почему не отдавать? Ну как же – это ведь оппозиционер и его там ждут пытки!!!
Панические нотки в высказываниях не случайны. Европа стала более разборчивой в дружбе с беглыми преступниками и в последнее время пошла на ряд уступок. Многие последователи того же Аблязова возвращаются в наручниках в Казахстан, против других преступников инициируются прокурорские проверки. Это пугает беглецов, заставляет их активнее взывать к гражданской совести и еще больше тужиться, изображая из себя оппозицию в изгнании, ну и, конечно, готовить пути для отступления. Дотошные журналисты, например, выяснили, что в основных местах обитания четы Храпуновых в Швейцарии - на вилле Cologni и в женевской квартире на Rue Rodolphe Toepffer, «уже много дней по вечерам не светятся окна».
Виктор Храпунов занимал не последние должности в политической иерархии Казахстана и никогда не дружил с оппозицией в бытность мэром одного из самых политически активных городов страны - Алма-Аты. В стан инакомыслящих он вступил уже в Швейцарии, куда сбежал от уголовного преследования.
Рахат Алиев-Шораз ранее возглавлял спецслужбы Казахстана, теперь обвиняется в рейдерстве, убийстве и других преступлениях. Понятно, что если и контактировал он с оппозицией Казахстана, то в качестве их противника.
Вот такие заступники у Аблязова! Да и сам он, хотя и имел в отличие от двух названных персон «карманную» партию, то только с одной целью - для защиты своих бизнес-интересов.
Французы, тем не менее, находятся в некотором смятении от того давления, которое на них оказывают. Информационный прессинг таков, что Аблязов представляется, чуть ли не эпическим героем, в одиночку борющимся против мирового авторитаризма. И его нужно не только отпустить, заменив нары на привычные шесть спален в особняке, но и может даже наградить?
- Я не знаю, в чем там провинился Аблязов, но для меня показатель, что ему дали политическое убежище в Великобритании, - пишут в местной прессе уважаемые в общем-то люди, не знающие, видимо, что британцы давно уже сами разыскивают экс-банкира.
На фоне голосов, звучащих в его защиту, несколько выбиваются из общей канвы высказывания детей беглого олигарха, утверждающих, что их отец находился на территории Франции на законных основаниях. Неудивительно, что об этом заговорили они в первую очередь. Возможно, опасаются повторения итальянской истории, когда за нарушение миграционного законодательства из Рима были экстрадированы в Казахстан жена и дочь беглого преступника.
Правда, тут возникает вопрос, как Аблязов может находиться во Франции легально, если паспорт у него отобрали в Высоком суде Лондона в рамках судебного дела, инициированного по факту банковских мошенничеств. Заметим, что все суды олигарх проиграл, хотя попортил нервы английскому правосудию основательно. Так вот, повторяем вопрос, с чего это вдруг господин Аблязов легализовался? И по какой причине он мог спокойно передвигаться в пределах Европы, хотя находился в розыске по линии Интерпола? Все объясняется просто: у беглого олигарха - целая пачка паспортов на все случаи жизни.
При аресте он предъявил французским властям паспорт гражданина Центрально-Африканской Республики. В документе его фотография, но имя другого человека. Среди «экзотических документов» также два паспорта Киргизии. В этой стране, кстати, уже возбудили уголовные дела по факту их незаконной выдачи.
А адвокаты Аблязова утверждают, что все законно. Но разве двойное гражданство предполагает смену имени и фамилии? К тому же непонятно, какое отношение олигарх имеет к Центрально-Африканской Республике, где за последние четыре года было три военных переворота. По оценкам правозащитных организаций, ситуация там с правами и свободами оценивается более чем тревожная. К тому же нужно учесть, что правила получения гражданства Центрально-Африканской Республики предполагают достаточно длительные сроки пребывания на территории данного государства.
Но это не помешало получить вожделенные паспорта и самому Аблязову, и его жене (тоже, кстати, под другой фамилией). Стоит рассматривать такой факт, скорее всего, через призму коррупции.
Что касается сомнений о том, вор Аблязов или ни вор, если Франция не верит британскому правосудию, то всегда можно поспрашивать у своих банкиров. От действий беглого олигарха пострадали такие крупные французские финансовые институты, как BNP Paridas, Societe Generale, BRED Banque Populaire и Credit Agricole.
Ну и, конечно, стоит прислушаться к голосу кредиторов и не отпускать Аблязова, тем более под залог: ведь баснословные деньги, предлагаемые адвокатами для того, чтобы вытащить его из каталажки, на самом деле принадлежат не ему…