Следы Чингисхана на веселом фестивале
В Казахстане прошел праздник кочевой цивилизации «Тысячелетие вокруг Астаны»
На земле целинной, которую осваивала всем миром в послевоенные десятилетия молодежь со всех уголков бывшего Советского Союза, ныне бурно развивается молодая столица суверенного Казахстана — Астана. Наряду с экономическими успехами, которые в немалой мере достигаются благодаря тесному сотрудничеству казахстанского общества в рамках Содружества Независимых Государств, здесь возрождаются народные традиции и обычаи. Показательное явление в этом отношении — ежегодный фестиваль кочевой цивилизации Казахстана «Тысячелетие вокруг Астаны», который собирает в центре столицы тысячи участников и гостей. Для них многовековые устои и традиции казахстанского народа сродни домашнему очагу, который, невзирая на долгие десятилетия стирания граней наций и народностей, сохранил неповторимый колорит этой земли. В роскошных даже по нынешним временам юртах на республиканском фестивале представляют образцы национального искусства, в том числе и музыкального, традиционные ремесла, в частности, гончарное, кожевенное и войлочное, которое процветает благодаря степному скотоводству.
Повышенный интерес к фестивалю народных культур «Тысячелетие вокруг Астаны» студентки Евразийского университета Астаны Назирке и Айроло объясняют тем, что тяга к истокам у жителей этой восточной страны с каждым годом все сильнее. К примеру, иностранцев манят национальные игры, традиции казахстанских кочевников. Как элемент своеобразного шоу воспринимают они популярную в степях соколиную охоту, западноевропейским туристам, на родине которых окончательно размыты семейные и нравственные ценности, никак невдомек, чем сильно казахстанское общество. А ответ очень простой: культом почитания семьи, которая принята за основу возрождения одной из древнейших цивилизаций планеты. Не случайно здесь с особым размахом и весельем отмечается рождение в семье первенца, а его появление на свет объявляется праздником колыбели.
Право первый раз положить в нее ребенка, как правило, делегируется самому старшему члену семьи. А потом наступает еще один веселый праздник — тот, который знаменует первые шаги маленького казаха. Вот тогда в дом приглашаются близкие родственники и соседи, друзья семейства. Ребенку завязывают на ноги черно-белую ленту, черная полоса должна напоминать, что не все в жизни дается легко, а белая — символ благополучия и преодоления трудностей. А когда сын подрастает, родители дарят ему настоящего скакуна, чтобы нес он своего нового хозяина по жизни и нигде не спотыкался.
Как страницы увлекательного исторического романа воспринимают туристы рассказы одного из участников фестиваля Гизата Табулдина, директора Казахстанского центра генеалогических исследований, о поисках следов легендарного Тэмуджина, который всему миру известен под именем Чингисхан.
Гизат Жолдонгарович недавно возвратился из экспедиции в Монголию, где изучал детали биографии знаменитого предводителя и основателя великой империи, его влияние на формирование народностей Казахстана. Без Чингисхана, без правления его потомков на 1/6 части планеты невозможно представить историю Казахстана. Время правления Чингисхана нависает как тень над всем миром, на этих землях прокатилась первая тюрко-монгольская война, начинался поход на Китай, столкнулись в кровавом сражении две цивилизации — конно-кочевая и оседлая земледельческая (рисоводческая), представляющая китайскую культуру.
— Представьте, — говорит Гизат Табулдин, — империя Чингисхана существовала на протяжении 5—6 поколений. Это чуть менее чем полтора века. Великая монгольская империя была образована из 6 племен, но котел гражданской войны покинуло столько же родоплеменных объединений, не захотели участвовать в братоубийственной войне, в том числе и потомки нынешних казахов.
— Может, поэтому сегодняшний Казахстан и ожидает счастливое будущее, — предрекает известный ученый.
На прощание я поинтересовался у исторического светила:
— Так где же реально захоронен легендарный Чингисхан, могилу с останками которого целую эпоху безнадежно ищут ученые со всего мира?
— Русское географическое общество последовательно ведет эту работу, хотя ее не афиширует, но останки тирана и великого полководца могут быть на территории современной Монголии или в районе озера Байкал, в Баргузинском заповеднике.