Новым президентом Ирана стал реформатор Хассан Роухани
МВД Ирана объявило окончательные результаты подсчета голосов на выборах президента, которые прошли в пятницу в Исламской Республике. С большим отрывом от соперников победу одержал Хассан Роухани — представитель реформаторского блока политической элиты Ирана, который в течение 16 лет возглавлял Высший совет национальной безопасности страны, а также вел переговоры с «шестеркой» по ядерной программе. Роухани набрал более 18 миллионов голосов избирателей, явка составила 72,7%, пишет РИА Новости.
Фото AFP
По мнению иранских экспертов, победе Роухани помогла поддержка двух других представителей реформаторского крыла политиков Ирана. В частности, экс-президентов страны Мохаммада Хатами (1997-2005) и Алиакбара Хашеми-Рафсанджани (1989-1997), популярных среди иранской интеллигенции и молодежи, благодаря более мягкому политическому курсу, который они проводили в свое время.
В свою очередь, верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что избирательный процесс проходил в положительном ключе. Иранские власти предприняли беспрецедентные меры по обеспечению безопасности в ходе голосования, никаких происшествий, нарушений в ходе выборов и при подсчете голосов зафиксировано не было.
Всего в нынешнем году за президентское кресло боролись шесть кандидатов, большинство из которых представляли консервативный блок иранских политиков. В том числе, экс-министр иностранных дел и советник верховного лидера страны по внешнеполитическим вопросам Алиакбар Велаяти, мэр Тегерана и экс-глава полиции Ирана Мохаммадбакер Калибаф, бывший командующий КСИР Исламской Республики Мохсен Резайи и секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили. Кроме этого, в президентской гонке принял участие один независимый кандидат — экс-министр нефти Сейед Мохаммад Карази, который также занимал пост министра почты и телеграфа.
Первые данные МВД Ирана, которое несет ответственность за проведение президентских выборов, обнародовало уже рано утром в субботу. В лидеры сразу вырвался Хассан Роухани, набрав почти половину голосов избирателей. Далее ведомство постепенно в течение всего дня по мере обработки голосов, которые были собраны с почти 60 тысяч избирательных участков, объявляло данные. Только к вечеру стали известны окончательные данные.
Второе место по количеству набранных голосов досталось представителю консерваторов, мэру Тегерана Мохаммадбакеру Калибафу, за которого проголосовали 6 миллионов 77 тысяч 292 человека. Замкнул тройку секретарь Высшего национального Совета безопасности Саид Джалили, за которого проголосовали 4 миллиона 168 тысяч 946 избирателей.
Выборы проходили не просто: МВД продлевало время голосования четыре раза — вместо положенных 10 часов выборы продлились 15 часов. Голосование было завершено в 23.00 по местному времени вместо ранее заявленных 18.00.
Еще до объявления официальных результатов выборов экс-президент Хашеми-Рафсанджани, фигурировавший в списке кандидатов в президенты в этом году, но не прошедший отбор Наблюдательного совета, заявил, что в стране прошли «самые демократичные выборы в мире». Как считают иранские эксперты, экс-президент таким образом поздравил Роухани с победой.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи также поздравил его с победой, и призвал «всех оказывать помощь избранному президенту и его коллегам в правительстве, так как он президент всего народа».
В свою очередь, действующий президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в поздравительном письме, опубликованном на сайте главы государства, выразил надежду, что Роухани, которому «иранский народ оказал доверие, сможет оправдать его».
Сам же новоизбранный президент заявил, что результатом состоявшихся выборов «стала победа иранского народа».
Новоизбранному президенту Ирана в наследство от предыдущего правительства досталась страна в «тяжелом состоянии», со стагнирующей экономикой и высокой инфляцией. Первостепенная задача, которая стоит перед политиком-реформатором, решить экономические проблемы, а именно восстановить экономику, замедлить темпы инфляции, воспрепятствовать девальвации иранской валюты, борьба с безработицей. Как следует из лозунга самого Роухани — «Я пришел, чтобы спасти экономику Ирана» — у него есть программа по нормализации социально-экономического и финансового положения страны. «Я сформирую кабинет, который восстановит устойчивое развитие экономики, укрепит истинные ценности в обществе и наладит отношения с внешним миром», — заявил он.
Будучи сторонником диалога, Роухани готов на компромиссы с Западом ради отмены экономических санкций, но при соблюдении «национальных интересов Исламской Республики». Новоизбранный президент в качестве основного аргумента в своей риторике также выступает «за этику в политике и конструктивное взаимодействие с миром».
Задачи второго плана — это внутри- и внешнеполитические проблемы. Внутриполитические заключаются в расколе общества, проявившемся при Ахмадинежаде, в особенности, после выборов 2009 года. Раскол затронул все политические течения, обострив до критического уровня разногласия между ними. К задачам внешней политики относится налаживание стабильных отношений со странами Запада, в том числе Европой, и арабскими государствами.
В отдельную группу проблемных вопросов ряд экспертов ставит урегулирование иранской ядерной проблемы, которое тесно связано с первыми тремя задачами. Отчасти, решение этой задачи является «панацеей» для Ирана и его нынешних проблем. Однако эксперты и дипломаты сходятся во мнении, что политика Исламской Республики по ядерного досье не претерпит сильных изменений.
Как считает высокопоставленный российский дипломат, близкий к переговорному процессу, избрание Роухани президентом Ирана не скажется немедленно на ходе переговоров с МАГАТЭ.
«Ожидать серьезных изменений в позиции Ирана на переговорах с МАГАТЭ в ближайшее время было бы неправильно. Многое зависит от переговорной команды, и нельзя исключить, что по каким-то вопросам могут быть достигнуты договоренности, но я не думаю, что это произойдет немедленно», — сказал дипломат.
По его мнению, переговоры — «это процесс, в котором у иранской стороны наработаны аргументы и это быстро не меняется». Российский дипломат считает, что если пойдет разрядка в отношениях между Ираном и Западом, то она «начнется не в области ядерных программ, а в чем-то другом». Если после этого иранская сторона увидит какие-то плоды этой разрядки, то Иран может пойти на более существенное сотрудничество с международным сообществом в ядерной области.
Как заявил пресс-секретарь президента США Джей Карни, комментируя избрание президентом Ирана Хассана Роухани, Вашингтон готов к прямым переговорам с Тегераном.
Франция в свою очередь приветствует стремление иранского народа к демократии и готова сотрудничать с новым президентом Ирана. МИД Великобритании призвал избранного президента Ирана направить страну по иному пути, чем она шла до сих пор.
Ряд зарубежных СМИ сходятся во мнении, что победа Хассана Роухани показала спрос на реформы в обществе, которое не поддержало кандидатов с жесткими политическим курсом, проводимым верховным лидером Ирана Али Хаменеи.
После объявления о победе Хассана Роухани на президентских выборах, множество людей вышло на улицы Тегерана. «Да здравствует Роухани, да здравствуют Хатами и Рафсанджани», — кричала толпа молодых людей.
Люди с плакатами с изображением Роухани фактически перекрыли центр иранской столицы. В основном, это были молодые люди — как они сами утверждают, те, кто верит в перемены и что они голосовали не просто так.
«Долой Ахмадинежада и его диктатуру», — кричали молодые люди 20-25 лет. Они раздавали листовки с изображением Роухани, Хатами и Хашеми-Рафсанджани. Сейчас именно эти три политика ассоциируются у молодого поколения жителей Ирана с определенной свободой и стабильностью, отмечает РИА Новости.
Радовались, правда, не все. Некоторые стояли в стороне, кто-то — на обочине дороги, кто-то смотрел на «радостное сумасшествие» из магазинов. «Я тоже голосовал за Роухани, хотя и не верю в выборы. Главное, чтобы мы потом не пожалели, как это уже было», — заявил молодой человек. По его словам, надо подождать и посмотреть, что будет завтра, а потом уже радоваться.