Россия перекрыла нефтяной вентиль Азербайджану
15.05.2013 11:17
—
Новости Мира
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о расторжении договора с Баку о транзите через российскую территорию азербайджанской нефти. В Москве заявляют, что Азербайджан не выполнял условий заключенного в 1996 году договора. Между тем, эксперты считают, что это всего лишь предлог.
Как пояснил пресс-секретарь компании "Транснефть", которая контролирует трубопровод Баку-Новороссийск, Игорь Демин, «Азербайджан не мог прокачать 5 миллионов тонн в год, предусмотренных межправительственным соглашением и резервируемых под эти объемы. Там добыча падает - не хватает нефти и для трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А мы в итоге несли убытки около 50 миллионов долларов в год».
Другое дело, что "Транснефть" добивалась пересмотра договора уже несколько лет подряд, однако Кремль пошел на его расторжение только сейчас. Согласно предположению президента Фонда политических исследований Каспийского региона Вафы Гулузаде, «во всей этой истории, вероятно, присутствуют объективные моменты закулисного характера». Эксперт напомнил, что Москва долгое время отговаривала Азербайджана строить магистраль Баку-Тбилиси-Джейхан, поэтому предложила использовать нефтепровод Баку-Новороссийск. Однако БТД успешно функционирует на протяжении нескольких лет, поэтому, возможно, Россия и посчитала, что ни экономической, ни политической целесообразности в договоре 1996 года нет.
Кроме того, эксперты усматривают в расторжении соглашения еще и газовый след. Как рассказал в беседе с журналистом Русской службы Би-би-си партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, Азербайджан ведет переговоры о расширении Южнокавказского газопровода с перспективами выхода на Италию. "Поскольку этот проект имеет вполне реалистичные перспективы, это не может не беспокоить "Газпром", потому что это прямой конкурент его "Южному потоку". Разрыв контрактов можно рассматривать как часть давления на Азербайджан", - подчеркнул эксперт.
Как пояснил пресс-секретарь компании "Транснефть", которая контролирует трубопровод Баку-Новороссийск, Игорь Демин, «Азербайджан не мог прокачать 5 миллионов тонн в год, предусмотренных межправительственным соглашением и резервируемых под эти объемы. Там добыча падает - не хватает нефти и для трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А мы в итоге несли убытки около 50 миллионов долларов в год».
Другое дело, что "Транснефть" добивалась пересмотра договора уже несколько лет подряд, однако Кремль пошел на его расторжение только сейчас. Согласно предположению президента Фонда политических исследований Каспийского региона Вафы Гулузаде, «во всей этой истории, вероятно, присутствуют объективные моменты закулисного характера». Эксперт напомнил, что Москва долгое время отговаривала Азербайджана строить магистраль Баку-Тбилиси-Джейхан, поэтому предложила использовать нефтепровод Баку-Новороссийск. Однако БТД успешно функционирует на протяжении нескольких лет, поэтому, возможно, Россия и посчитала, что ни экономической, ни политической целесообразности в договоре 1996 года нет.
Кроме того, эксперты усматривают в расторжении соглашения еще и газовый след. Как рассказал в беседе с журналистом Русской службы Би-би-си партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, Азербайджан ведет переговоры о расширении Южнокавказского газопровода с перспективами выхода на Италию. "Поскольку этот проект имеет вполне реалистичные перспективы, это не может не беспокоить "Газпром", потому что это прямой конкурент его "Южному потоку". Разрыв контрактов можно рассматривать как часть давления на Азербайджан", - подчеркнул эксперт.