Венский суд начал процесс против экс-посла из Казахстана
В Австрии начался беспрецедентный суд. Впервые с момента развала СССР юстиция европейской страны согласилась довести до суда дело сбежавшего на запад оппозиционера одной из стран СНГ – из Казахстана. И тем самым согласиться с его лже-опозиционностью, призванной прикрыть преступления против человечности.
То, что некоторые бывшие представители власти с постсоветского пространства бегут на Запад в поисках политического убежища – не секрет. Обвинения, выдвигаемые против них на родине, крайне серьезные: от коррупции в крупных масштабах до измены родине, терроризма, причастности к убийству и т.д. По большинству из обвинений, будь они выдвинуты в любой развитой стране, этим «беженцам» грозило бы пожизненное заключение, а то и смертная казнь.
Но практически все политические беженцы из стран СНГ, перейдя границу, начинают позиционировать себя как борцов с режимом, за демократию и права человека. И Европа (а именно туда бегут чаще всего) с удовольствием соглашается видеть в них таких борцов.
Далеко ходить не надо. Самый яркий пример постсоветского оппозиционного диссидентства – Борис Березовский. В России его обвиняли чуть ли не по всем статьям Уголовного кодекса, а Великобритания долгие годы считала его политическим беженцем.
До недавнего времени столь же завидная участь ждала и казахстанских беглецов. Многие из них на родине заочно пошли под суд за коррупцию, расхищение госимущества, рейдерство и много чего еще. Однако выехав за рубеж и сделав пару заявлений на тему: «В Казахстане нет демократии», они моментально попали в список борцов за свободу и демократию. А потому почти автоматически встали под защиту европейской Фемиды.
Именно поэтому недавнее решение Верховного суда Австрии признать обвинения казахстанского правосудия и основные выводы казахстанского приговора по обвинению экс-посла Казахстана в Австрии Рахата Алиева обоснованными и начать судебные слушания по его делу можно считать прецедентом.
Напомним, что Алиева на родине обвиняют в создании и руководстве организованной преступной группы для вымогательства и отмывания денежных средств, добытых преступным путем, в похищениях людей убийствах и ряде других тяжких преступлениях. Общий срок заключения, к которому он был заочно приговорен в Казахстане, – 40 лет.
Ранее Австрия отказывалась принимать во внимание доводы казахстанской прокуратуры и депортировать экс-посла на родину. Отчасти это было традиционным поведением всей европейской юриспруденции по отношению к большинству постсоветских высокопоставленных беженцев. Отчасти – нежеланием признавать тот факт, что столь злостный (как говорится в уголовном деле) преступник получил от австрийских властей убежище.
Впрочем, венский суд сам загнал себя в угол: отказавшись 2 года назад экстрадировать Алиева, он вынужден теперь самостоятельно заниматься расследованием выдвинутых против экс-посла обвинений. (В Австрии действует принцип: экстрадируй или суди). Потратив не один миллион евро австрийских налогоплательщиков и несколько лет на расследование, Верховный суд Вены признал: казахстанская сторона права в своих обвинениях.
5 апреля состоялось первое судебное заседание. Адвокат похищенных и убитых Алиевым топ-менеджеров казахстанского «Нурбанка» Айбара Хасенова и Жолдаса Тимралиева сообщил, что во время судебных заседаний допрос свидетелей из Казахстана ведется по видеосвязи. Всего предстоит опросить пару сотен человек. Так что, скорее всего, судебное разбирательство затянется не на один месяц.
Интересно другое. Незадолго до начала судебных разбирательств сам Рахат Алиев, сегодня проживающий на Мальте и передвигающийся по ЕС благодаря «паспорту иностранца», заявлял, что готов по первому вызову приехать в Вену и предстать перед судом. Однако на первый вызов он не прореагировал: заседание прошло в его отсутствие.
Между тем, уже можно ожидать расширения списка обвинений, предъявленных бывшему казахстанскому послу. Скорее всего, в самое ближайшее время его ждет еще один судебный процесс, на сей раз в Германии. Там проводится расследование о покупке фирмой Алиева металлургического предприятия Metallwerke Bender Rheinland GmbH. По мнению немецких властей, господин Алиев приобрел завод с целью отмывания денег, а также для противозаконной торговли сертификатами на выбросы CO2.
В любом случае, начало подобного рассмотрения правдоподобности обвинений, выдвинутых постсоветским государством против своего сбежавшего гражданина, может стать началом полномасштабной компании проверки всех бежавших в ЕС бывших высокопоставленных чиновников и крупных политиков из стран СНГ. На предмет их «оппозиционности» и «демократичности».
Впрочем, сейчас подобное поведение выгодно Европе: в регионе кризис, а страны СНГ - отличное поле для инвестирования. К тому же в Казахстане, который является одной из самых быстроразвивающихся стран мира, сегодня проводится масштабная программа индустриализации, дающая инвесторам неплохой шанс заработать уже в самом ближайшем будущем. А это значит, что сейчас ЕС будет всячески стремиться заручиться «политической поддержкой» своих будущих друзей по инвестициям. И обратит внимание на претензии постсоветских государств к беглым преступникам.
Что же касается Алиева, то сомнений в том, что ему будет вынесен приговор, остается все меньше и меньше. Однако отсиживать срок он, скорее всего, будет в австрийской тюрьме. В конце концов, Европа должна сохранить «лицо»: ведь большинству из осужденных на родине, но сбежавших в страны ЕС было предоставлено политическое убежище.
Кроме того, большая часть из тех, кого сегодня страны СНГ (включая Казахстан) пытаются депортировать на родину, вывезла вместе с собой значительные финансовые активы, вложенные в экономики стран Евросоюза. А депортация может означать и арест, а то и возврат вывезенных из стран СНГ средств в их бюджеты. Что крайне невыгодно для ЕС, особенно в текущий период. Даже если речь идет о средствах, заработанных мошенническим путем.