На Кипре готовятся к «большевистской экспроприации»
Кипр готовится к голосованию по скандальному законопроекту о введении единовременного налога на банковские вклады — то есть о фактическом изъятии части хранящихся в офшоре денег, которое вызвало резкое недовольство, в частности, президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева, пишет newsru.com.
Парламентарии закон, по-видимому, не поддержат, признал президент Кипра Никос Анастасиадис — об этом он сообщил, в частности, по телефону руководителям Еврогруппы. "Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, вы меня не слушали. Передавайте привет госпоже Меркель", — цитирует греческий телеканал Mega слова президента.
Накануне поздно вечером министры финансов зоны евро в ходе телеконференции дали Кипру карт-бланш на определение условий введения налога на депозиты. Главное требование — собрать необходимую сумму, почти 6 миллиардов евро. Каким образом, островное государство может решать само. В частности уже звучат предложения полностью освободить от налога обладателей вкладов в размере до 20 и даже до 100 тысяч евро. Это скорее всего означает, что для остальных налог будет повышен как минимум до 13-15%, передает ИТАР-ТАСС.
Тем временем российский бизнес пребывает в шоке из-за угрозы "экспроприации" на Кипре. Часть предпринимателей готовится к эвакуации с острова, сообщают "Ведомости". Россия станет главным пострадавшим от "стрижки" Кипра (помимо самих киприотов): по оценке Moody's, почти треть всех депозитов в кипрских банках — до 27 млрд из 68,4 млрд евро — принадлежит россиянам.
"Это экспроприация, большевистская, — возмущен президент "Деловой России" Александр Галушка. — Люди в шоке, после такого удара доверие к Кипру будет вернуть очень непросто". "В моих терминах их планы — это простое пиратство, и завтра они, видимо, переключатся на нефтяные танкеры, проходящие рядом с островом", — сердится инвестор Дмитрий Костыгин, совладелец "Дикой орхидеи", "Рив гош" и "Юлмарта". Костыгин рад, что еще в декабре решил вывести активы и счета с Кипра и сейчас на острове у него мало что осталось.
Российские банки и компании уже ощутили на себе первые отголоски банковского кризиса на Кипре. Из крупных компаний особо выделяются риски ВТБ, имеющего на Кипре дочерний банк. По данным Moody's на конец 2011 года, объем кипрских активов банка составляет 13,8 млрд долларов, или 6,5% совокупных активов ВТБ.
Прямые потери россиян по депозитам обеспечат до 40% всех списаний, посчитал Центр макроэкономических исследований Сбербанка. Внезапный контроль за движением капитала может затронуть около 40 млрд долларов кредитов, выданных российскими банками кипрским компаниям "российского происхождения". Прямая стрижка депозитов и размещенных в кипрских банках средств может составить примерно 0,14% российского ВВП, однако, если Кипр заморозит транзакции, это повысит российские потери до весьма значительных 2% ВВП.
Выводы уже сделаны, бизнес россиян будет переводиться в другие юрисдикции — Люксембург, Нидерланды, Швейцарию. Многие российские предприниматели строят планы эвакуировать бизнес с Кипра и сейчас выбирают куда.
Эксперты сходятся во мнении, что все происходящее — следствие провалов на неофициальных переговорах РФ с ЕС и Кипром в 2012 году, отмечает "Коммерсант". Переговоры о выдаче правительству Кипра российского госкредита или пролонгации существующего кредита в 2,5 млрд евро до 2021 года Россия и Кипр ведут с осени 2012 года.
Российские власти отреагировали на кипрские проблемы как на свои собственные. Узнав, что Кипр под давлением Еврогруппы вводит налог на банковские депозиты, руководство РФ не поскупилось на резкие формулировки. Досаду и разочарование российских чиновников можно понять, считает "Независимая газета".
Осталось неизвестным и то, кто именно является автором и инициатором идеи. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле заявил, что идея "не является немецкой", как это принято считать, осторожную критику идея вызвала в Италии и Нидерландах, довольно резкую (но более умеренную, чем в России) — в Великобритании.
Не появлялось в публичном поле и предположений о том, что спровоцировало экстренное решение Еврогруппы, — никакой информации о каких-либо крупных экстренных проблемах кипрских банков с начала марта не появлялось, информации об изъятии из местной банковской системы крупных депозитов (вывод нескольких миллиардов евро мог бы обострить ситуацию) в феврале не было, аналитики ожидали обострения "кипрского кризиса" в июне 2013 года.