ДИАЛОГ О МОДЕРНИЗАЦИИ. Реформирование экономики следует начать с политики
15.10.2012 09:53
—
Новости Мира
Первый шаг — политическая реформа
Стране требуется модернизация. И прежде чем говорить об экономике, хочу подчеркнуть приоритет реформирования политической системы. Без этого нет смысла говорить об экономических преобразованиях.
Сегодня о политической реформе начал говорить и Александр Лукашенко. Но за этой риторикой, если разобраться, стоит желание ничего по сути не менять.
В основе же подлинной политической реформы должно лежать изменение государственной идеологии и философии развития белорусской государственности и экономики. Необходимо преодолеть идеологию глобального авторитаризма, отказаться от философии "ручного управления" из центра всеми сферами жизни.
Лишь в нормальном политическом климате возможен успех экономических реформ, которые необходимо провести в нашей стране.
Нужен новый экономический курс
Страна нуждается в новом экономическом курсе, который базировался бы на демократии, открытой конкуренции и рыночной платформе. Действующая авторитарно-административная модель, проводимая экономическая политика — тупиковые.
К основополагающим требованиям нового курса относятся: полная дебюрократизация, невмешательство госчиновников в бизнес, равные условия хозяйствования для предприятий частной и государственной форм собственности; отмена льгот по налогообложению, кредитам, другим преференциям "для избранных" и равный доступ к ресурсам; свободная конкуренция и защита прав собственности; прекращение практики бесперспективного сохранения неэффективных рабочих мест вместо стимулирования создания новых; освобождение экономики от неэффективного, архизатратного, убыточного балласта; безусловное верховенство принципов рыночной модели развития и права, свобода конкуренции.
Не менее важна реализация принципа жесткой договорной и финансовой дисциплины. Он предполагает отказ от субсидирования банкротов. Также следует предусмотреть широкое использование залогового права собственности на недвижимость, на землю. Инструментом, безусловно гарантирующим соблюдение строгих финансовых и договорных отношений в экономике, является только реальная угроза банкротства.
Для улучшения распределения ресурсов следует ослабить контроль над ценами и заработной платой, отменить установление целевых показателей на макроэкономическом уровне и на уровне предприятий, позволить банковской системе принимать решения исходя из прибыльности и рисков, сопряженных с проектами.
Важнейшими принципами новой экономической политики являются прозрачность действий всех органов власти, эффективность, антикоррупционность.
Необходимо реализовать системную, комплексную программу, целями которой являлись бы оздоровление и повышение эффективности экономики; обеспечение жизни по средствам; поддержание сбалансированности внешней торговли; сокращение государственных расходов; прекращение практики накачки так называемых "точек роста" дешевыми кредитными ресурсами; пополнение рынка, противостоящего денежной массе, новыми видами товаров и услуг; получение стабилизационных кредитов от МВФ и России; поступление прямых иностранных инвестиций на развитие.
Свобода конкуренции и предпринимательства
Главной целью экономических реформ является создание в стране оптимальных условий для предпринимательства, свободной конкуренции, притока иностранных инвестиций, прежде всего стратегических, с инновационными технологиями и менеджментом, без чего невозможно повышение экономической эффективности и тем самым уровня жизни.
На национальном рынке должна быть создана критическая масса конкурирующих, независимых друг от друга предприятий — посредством разгосударствления, приватизации, развития малого и среднего бизнеса, перехода в госсекторе от системы вертикального управления "сверху" каждым отдельным госпредприятием к системе управления госпредприятиями как капиталом, предполагающей полную самостоятельность дирекции предприятия.
Следует внести изменения в закон о приватизации, чтобы не допустить использования средств от нее на "проедание". Приватизацию необходимо поручить органу с широкими полномочиями. Следует сделать процесс предсказуемым для инвестора.
В рамках программы приватизации предлагается:
а) передать в Пенсионный фонд до 25% акций стратегически важных, высокоэффективных предприятий;
б) направить до 50% средств от приватизации на формирование источника финансирования пенсионных выплат, другую часть — в золотовалютные резервы и на снижение внешней государственной задолженности;
в) завершить приватизацию всех убыточных и низкорентабельных предприятий, а также предприятий коммунальной собственности; отказаться от субсидирования банкротов.
В числе важнейших приоритетов ставятся также следующие задачи:
• обеспечить повышение нормы сбережений в национальной экономике;
• снизить размер государственных расходов до 30-35% ВВП;
• сократить общую налоговую нагрузку на экономику до 25% ВВП, обеспечить снижение ставок налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и общего социального налога по каждому виду налогообложения до 15-18%;
• провести дальнейшее упрощение системы налогообложения, ввести единый социальный налог вместо существующих подоходного налога и налогов на зарплату; отменить для негосударственных предприятий отчисления в инновационные фонды; ввести патентную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей, малых предприятий, занятых розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, небольших предприятий общепита и других;
• обеспечить увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 50%. В этих целях предлагается освободить от налогообложения и проверок на три-пять лет вновь создаваемые предприятия малого и среднего бизнеса;
• довести ежегодный приток в страну прямых инвестиций до 5-8 млрд. долларов США;
• разработать и начать реализовывать программу создания миллиона эффективных рабочих мест;
• ввести режим жесткой экономии. Расходную часть консолидированного государственного бюджета сократить не менее чем на 20%, в том числе не менее чем на 30% — расходы на содержание органов власти всех уровней.
Обеспечить макроэкономическую стабильность, укротить инфляцию
Задача оздоровления экономики требует прежде всего макроэкономической стабильности в монетарной сфере, низкого уровня инфляции.
С целью снижения нагрузки на денежную систему и валютный рынок, привлечения средств населения в хозяйственный оборот, пополнения доходов бюджета за счет неналоговых поступлений следует, в частности, создать реальный рынок оборота ценных бумаг предприятий как для юридических, так и физических лиц; устранить правовые и административные барьеры на пути создания полноценного рынка земли; выставить на продажу активы замороженного незавершенного строительства, осуществляемого за счет государственных средств.
Национальный банк должен обладать высокой степенью автономии как от исполнительной, так и законодательной властей.
Следует также реализовать план постепенной приватизации государственных банков. На Банк развития необходимо возложить полную ответственность за кредитование в рамках государственных программ. Это позволит коммерческим банкам заниматься кредитованием на рыночных условиях.
Необходимо отменить всякие ограничения, тормозящие развитие финансового рынка и страхового дела, в том числе незамедлительно осуществить демонополизацию рынка страховых услуг.
Среди других вопросов и задач представляются весьма важными:
• земельная реформа;
• переход от обязательной к добровольной сертификации промышленной продукции, строительных работ, туристических и других услуг для частных малых и средних предприятий, создание центров добровольной сертификации;
• исключение из всех нормативных правовых актов норм, предусматривающих внесудебную конфискацию имущества у субъектов хозяйствования, арест денежных средств на счетах и бесспорное списание их на основании предписаний государственных органов;
• упрощение бухгалтерского учета, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности.
Что касается вопросов торговли, то здесь назрело принятие изменений в законодательство для создания полноценной зоны свободной торговли со странами — участниками программы "Восточное партнерство", а также Европейским союзом. Необходимо разработать программу полного перехода белорусской продукции на международные стандарты качества ISO.
* * *
Да, гражданам страны предстоит серьезная работа по созданию действительно новой экономической модели, но только так можно сделать рывок в "элитный клуб высокоразвитых стран", как выразился официальный лидер Беларуси, выступая в Овальном зале 11 октября.
Риторика Лукашенко формально правильная, только надо помнить: имитация реформ вместо их реального осуществления не решит ни одной из проблем, оставит Беларусь на задворках мировой экономики и цивилизованного мира.
Об авторе
Доктор экономических наук, профессор. В 1991—1995 годах возглавлял Национальный банк Республики Беларусь, был активным противником объединения денежных систем Беларуси и России, стоял у колыбели белорусского рубля. Почетный председатель Объединенной гражданской партии.