Морозной зимней ночью 12 февраля 2009 года рейс компании Continental 3407 отправился в обычный полет из международного аэропорта "Либерти" в Ньюакре в штате Нью-Джерси.
Морозной зимней ночью 12 февраля 2009 года рейс компании Continental 3407 отправился в обычный полет из международного аэропорта "Либерти" в Ньюакре в штате Нью-Джерси.
Но в 8 км от посадочной полосы в месте назначения Буффало в штате Нью-Йорк самолет потерял скорость и упал на жилой дом; погибли оба пилота, две стюардессы, все 45 пассажиров и местный житель.
Анализ данных черного ящика показал, что экипаж не отвечал на сигналы автоматической системы контроля скорости, предупреждавшие пилотов о том, что самолет летит с низкой скоростью. В какой-то момент капитан Мартин Ренслоу задрал нос самолета, что привело к еще большему снижению скорости.
В докладе о катастрофе говорилось, что накануне рейса оба пилота долго добирались на машинах до аэропорта и были вынуждены ночевать в комнате для экипажей, а не в гостинице.
Усталость была признана одной из причин неспособности экипажа адекватно и быстро отреагировать на сигнал о потере скорости.
Риск заснуть за штурвалом
Проблема усталости пилотов уже давно вызывает обеспокоенность среди специалистов, и Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) недавно предложило новые правила для стран ЕС, которые вводят ограничения на длительность рабочих смен пилотов.
С точки зрения пилота Рассказывает летчик, работающий в чартерной авиакомпании среднего масштаба Я работаю пилотом уже семь лет. Усталость – самая серьезная проблема, с которой я сталкиваюсь, особенно на ранних сменах. В такие дни вы встаете в 3:30-4:00 утра, а ваша смена может длиться 12 часов. Авиакомпании воспринимают ограничения на длительность смен пилотов как главное препятствие на пути роста производительности и прибыльности.
В таком состоянии вы перестаете адекватно реагировать на происходящее. Обычно в кабине находятся два пилота, но если вы оба устали, ошибиться очень легко. Я раньше часто делал ночные рейсы в Египет, и они были самыми трудными. Обычно мы выпускали пассажиров, заправляли самолет топливом, принимали на борт новых пассажиров и немедленно отправлялись в обратный путь. Такой рейс обычно ужасен, глаза слипаются, в голове туман, а второй пилот испытывает то же самое. Некоторые летчики непрерывно пьют кофе, чтобы сохранить бодрость, но и это не решает проблемы, а для здоровья вредно. |
Если эти правила будут приняты и станут законом, впервые европейские авиакомпании получат единый обязательный для исполнения стандарт в этой категории безопасности.
Однако профсоюзы пилотов и комитет по транспорту британского парламента считают, что эти предложения идут недостаточно далеко, и их принятие на самом деле может ухудшить ситуацию с безопасностью полетов.
Авиакатастрофы до сих пор происходят крайне редко, но известно, что 80% из них объясняются ошибками человека.
Исследование, проведенное Британской ассоциацией пилотов авиалиний среди 500 ее членов, показало, что 43% из них засыпали в кабине во время полета, а 31% сообщили, что в момент пробуждения спал и второй пилот.
Профессор Торбъёрн Акерстедт, занимающийся проблемами сна в Каролинском университете в Швеции, считает, что пилот, совершающий посадку в 5 часов утра, испытывает такую же степень утомления, как если бы уровень алкоголя в его крови составлял 0,08%, что эквивалентно предельно допустимой дозе в Британии и выше, чем во многих других странах.
В прошлом году 16 пассажиров рейса компании Air Canada получили серьезные травмы из-за ошибки пилота, вызванной усталостью. Второй пилот очнулся от сна и был настолько дезориентирован, что принял планету Венеру за приближающийся самолет и перевел авиалайнер в режим резкого снижения, что привело к травмам пассажиров.
Новые стандарты
Американская администрация авиационной безопасности поддержала рекомендации европейского агентства, заявив, что в деле обеспечения безопасности пассажиров не может быть компромиссов. В случае одобрения эти рекомендации полностью войдут в силу в 2015 году.
Однако их противники, в том числе профсоюзы пилотов, говорят, что в редких случаях сохраняется возможность того, что летчики, которые находились в режиме ожидания, могут бодрствовать в течение 22 часов.
Однако глава EASA по стандартам пилотирования Жан-Марк Клузо заявил, что пилоты в режиме ожидания имеют возможность спать и отдыхать, и эти периоды нельзя считать часами работы.
После катастрофы рейса 3407 компании Continental американские регулирующие органы снизили параметры разрешенной длительности пребывания пилотов за штурвалом самолета.