«Газпром» на глобальном энергетическом рынке

Источник материала:  
04.09.2012 — Новости Мира

В предшествующие годы у «Газпрома» в Беларуси неоднократно возникали конфликты по поводу цен на поставляемый в Беларусь газ и аспектов продажи «Белтрансгаза». После ноябрьских соглашений 2011 года по покупке «Газпромом» второй части «Белтрансгаза» и существенного снижения цен на газ для Беларуси как в 2012 году, так и в последующие годы можно смотреть в будущее с определенным оптимизмом: основной конфликтный потенциал в отношениях Беларуси с «Газпромом» исчерпан. Более того, в настоящий момент, к примеру, «Газпром» уже является крупнейшим прямым иностранным инвестором в Беларуси, платит зарплаты тысячам белорусских граждан и демонстрирует определенный потенциал к увеличению инвестиций и в будущем.

Как известно, «Газпром» — это монополия по добыче и транспортировке газа. При этом монополия, в которой более половины акций принадлежит государству. Поэтому логика отношений Беларуси с «Газпромом» проста: чем лучше отношения Минска с Москвой, тем больше перспектив и с «Газпромом». Курс на строительство Евразийского союза Беларуси, России и Казахстана с уже состоявшимся взаимным открытием в рамках ТС и ЕЭП рынков, упрощением доступа к энергетическим ресурсам и нарастающим согласованием позиций по решению насущных политических проблем способствует улучшению белорусско-российских отношений.

Это отвечает интересам и самого «Газпрома». Главной угрозой для экспортных мощностей «Газпрома» являются проекты по добыче сланцевого газа. Американцы сделали то, что обещали, — запустили огромные проекты по добыче сланцевого газа, и в итоге США стали крупнейшей страной мира по его добыче. Помимо этого, США перестали нуждаться в поставках природного газа со стороны. Планы «Газпрома», широко анонсировавшиеся в предыдущие годы, — разработать новые месторождения и занять большой кусок рынка США — рухнули. Более того, экспортеры газа, включая Катар, ранее поставлявшие газ в США, повезли его в ЕС, конкурируя с российским газом. Следующим этапом должно стать производство в США сланцевого газа на экспорт для ЕС, что означает резкое возрастание конкуренции для «Газпрома». Помимо этого, Норвегия наращивает добычу газа ежегодно почти на десять миллиардов метров кубических и тоже пытается сбыть в ЕС (всего добывает более 100 млрд. куб. м).

Что будет дальше? В ряде стран Евросоюза уже приступили к проектам по разработке собственных месторождений сланцевого газа. Ожидаемая оценка запасов сланцевого газа в ЕС — 15 трлн. куб. м. В ближайшие годы его добыча будет активно развиваться, вытесняя российский газ. Следующий негативный для «Газпрома» фактор — строительство новых атомных станций в ЕС. Каждая вытеснит с рынка 6—10 млрд. кубометров российского газа. Еще один важный фактор — развитие ветроэнергетики в ЕС. К примеру, Дания планирует довести электроэнергию от ветроэнергетики до 80 % с 20 % нынешних. Огромные ветроэнергетические мощности вводятся в строй в Германии и в других странах ЕС. Не забудем также про электростанции по преобразованию энергии приливов, использованию солнечной энергии, биомассы и т.д., которые также возводятся в ЕС. Также важный фактор — ускоренное внедрение энергосберегающих технологий в экономике ЕС. Все меньше газа будет нужно ежегодно для обеспечения нужд Евросоюза, что может повлечь и сокращение закупок российского газа. И наконец, проблемы с ростом экономики ЕС. В результате только за счет проведения энергосберегающих мероприятий ЕС в ближайшее десятилетие сэкономит больше, чем потратит из-за прироста экономики на энергоресурсы.

Учитывая это, «Газпром» может понести серьезные потери на своем самом рентабельном рынке — в странах Евросоюза. Могут резко сократиться и объемы, и цены на российское топливо.

Может ли выручить «Газпром» другой обширный рынок, лежащий на границе с Россией, — Китай? Надежды на обширный сбыт российского газа в Китай были с 1990-х. Но все упиралось в неготовность китайцев платить высокую европейскую цену за российский газ. Главным является вопрос: есть ли перспективы по этому сбыту на долгие годы? Китай уже успешно переводит на себя природный газ из стран Центральной Азии. Грандиозный трубопровод Туркмения—Узбекистан—Казахстан—Китай позволяет Китаю планомерно увеличивать поставки природного газа из всех этих стран. Только одно месторождение Южный Иолотань в Узбекистане (входящее в пятерку крупнейших в мире) способно составить достойную конкуренцию всему «Газпрому». Учитывая возрастающую роль Китая в качестве инвестора в модернизационные проекты правительств стран Центральной Азии, с претензиями по цене поставляемого в КНР газа китайцы не столк-нутся. Важным фактором для перспектив сбыта являются месторождения сланцевого газа, также имеющиеся в Китае. Как сообщают экспертные организации в области энергетики, крупнейшая энергокомпания Китая «PetroChina Co.» оценивает запасы сланцевых газов в КНР в 45 трлн. куб. м. Это больше, чем доказанные запасы газа в России. И Китай уже всерьез приступил к их разработке. Здесь умеют конкурировать и совершать на первый взгляд невозможные серьезнейшие прорывы в сжатые сроки, весь мир уже убедился. Кроме сланцевого газа, Китай имеет и серьезные планы по добыче метана из угольных пластов.

Еще одним негативным фактором для «Газпрома» являются перспективы добычи сланцевого газа в самой России независимыми и иностранными компаниями. Такие месторождения также есть в России в изобилии. Этот газ тоже может поставляться на экспорт, вытесняя с рынка сырье «Газ-прома».

В связи с этим «Газпрому» становится важно за-крепить за собой белорусский газовый рынок в ожидании непростых времен на других рынках. Помимо этого, лучшей стратегией для «Газпрома» является уход от главной ставки на добычу газа и его экспорт в пользу диверсификации инвестиций. Позитивно развивающиеся отношения России и Беларуси дают «Газпрому» возможности для новых инвестиций на белорусской территории, которые могут принести взаимную пользу для обеих сторон.

←ЕasyJet собирается начать полеты в Россию

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика