Сирия: решение уже не зависит от того, уйдет Асад или нет
Декан вашингтонского Университета Джонса Хопкинса, специалист по Ближнему Востоку Вали Наср, так объясняет причины его удивительного выживания.
“Остается ли Асад или уходит в данный момент не имеет никакого значения. Даже если Асад откажется от власти, поддерживающая его военная машина и часть населения, а это свыше 50% – достаточно подсчитать численность алавитов, христиан и курдов, которые выступают за него и опасаются оппозиции, то у них и без Асада есть достаточно причин продолжать в стране боевые действия”.
Риск применения химического оружия режимом Асада, которому нечего терять, беспокоит соседей Сирии. Дамаск в понедельник признался, что он обладает запрещенными видами оружия, и заявил, что они никогда не будут использованы против гражданского населения, против сирийского народа, а только лишь в случае агрессии извне.
“Запасы химического оружия, – продолжает Вали Наср, – в какой-то момент могут быть использованы в качестве веского аргумента в переговорах с оппозицией, чтобы добиться на переговорах желаемого. Я думаю, что это настоящая классическая игра Realpolitik, которую ведет Асад со своими оппонентами, как внутри страны, так и за ее пределами”.
Объявление о наличии в сирийских арсеналах химоружия вызвали обеспокоенность израильтян, которые бросились приобретать противогазы.
Формально, Сирия продолжает находиться в состоянии войны с Израилем, который в 1967 захватил часть Голанских высот. Несколько десятилетий ситуация остается неизменной.
“В общем хаос и неразбериха в Сирии Израилю не подходят, – утверждает Вали Наср. – Какими бы ни были проблемы с Сирией при Асаде, проблемы с движением Хезболлах, все же наблюдалась некая стабильность и предсказуемость на внешних израильских границах, в частности, на сирийской. Там были столкновения в 1973 году, в 1982 и 1983. Да, ситуация на границе была напряженная, но стабильная. Так больше не будет, так как Сирия погружается в хаос. И Израиль теперь должен более внимательно следить за своими границами и теми, кто может на него напасть”.
Сирийские власти до сих пор не применяли для бомбардировок позиций повстанцев самолеты, а только вертолеты. Это делается для того, чтобы избежать объявление закрытых для полетов зон.
События в Сирии уже привели к гибели 19 тысяч человек и будущее не сулит ничего утешительного.
“Существует только один путь для того, чтобы положить этому конец – ввод в Сирию значительного контингента европейских и американских войск, – полагает Вали Наср. – Вы можете закончить эту войну тем же способом, который был применен в Боснии и в Ираке. Но я сильно сомневаюсь, что кто-то заинтересован в этом. И сейчас очень удобно прятаться за вето со стороны России. Но даже если бы русские и дали “зеленый свет”, то на самом деле это бы не изменило ситуацию. Конфликт вышел за рамки вопроса о том, уйдет ли Асад или предпримет что-нибудь. От этого уже не зависит решение проблемы”.