Россия "не будет оправдываться" за вертолеты для Сирии
25.06.2012 10:59
—
Новости Мира
Россия "не будет оправдываться" за вертолеты для Сирии
Ряд партнеров российской компании "Фемко", владельца "Алаида", приостановили сотрудничество с ней после скандала с поставками вертолетов в Сирию |
12 июня госсекретарь США Хиллари Клинтон обвинила Москву в поставках Дамаску ударных боевых вертолетов, которые сирийские власти могли бы использовать для подавления антиправительственных выступлений.
Владелец сухогруза - российская судоходная компания "Фемко" - в субботу заявила, что "Алаид" выполнял коммерческий рейс на основании заключенного договора тайм-чартера (аренда судна на время) с российской госкомпанией, при этом содержание груза компания не раскрыла.
В воскресенье "Алаид" прибыл в порт Мурманска, где сменил флаг Кюрасао на российский.
Вечером в воскресенье глава российского МИД в эфире телеканала "Россия-1" заявил, что контракт на ремонт советских вертолетов был заключен еще до начала антиправительственных протестов в Сирии.
"Контракт от 2008 года был заключен на ремонт еще советских вертолетов, которые были доставлены в Россию, отремонтированы, и в разобранном виде эти вертолеты транспортировались в Сирию. И предполагалось, что их там предстоит собрать, а это займет не меньше трех месяцев", - пояснил Лавров.
"Мы оправдываться не собираемся, потому что мы ничего не нарушали. Ни международного права, ни резолюций Совета Безопасности ООН, ни собственного национального законодательства в сфере экспортного контроля, которое является одним из наиболее жестких в мире", - сказал министр.
Назад к российским берегам
В Мурманске "Алаид" сменил флаг Кюрасао, под которым он ходил до сих пор, на российский. Судовладелец сообщил, что в Мурманске на борт судна будет помещен дополнительный груз, и затем оно отправится во Владивосток.
Как сообщила компания "Фемко", с самого начала по договору перевозки груза - принадлежащего неназванной "государственной компании" - портом назначения являлся Владивосток, а не какой-либо сирийский порт.
В минувший вторник "Алаид" был остановлен у побережья Шотландии после того, как британский страховщик Standard Club аннулировал его страховку, а также страховку других судов, принадлежащих "Фемко".
Свое решение Standard Club мотивировало тем, что, по некоторым данным, сухогруз перевозил вооружение в Сирию. Судовладелец "Фемко" уверен, что документальных подтверждений этой информации у британского страховщика не было и что решение об аннулировании страховки было принято по рекомендации британских спецслужб.
В интервью Русской службе Би-би-си представитель Standard Club заявил, что компания не получала никаких инструкций от британского правительства, а всё дело - в самой "Фемко", нарушившей правила страхования.
"Фемко" в своем сообщении подчеркивает, что судовладелец является перевозчиком, а не грузовладельцем и, по нормам международного права, не несет ответственности за характер груза и его описание в грузовых документах.
После скандала от сотрудничества с "Фемко" отказались несколько давних партнеров компании - британская аудиторская компания Moore Stephens и датская United Nordic Shipping A/S (на основании "рекомендаций спецслужб Дании").
В бой - через два месяца
В середине июня внимание к российским вертолетам, предназначенным для Сирии, привлекла глава американского Госдепа Хиллари Клинтон. Она высказала опасения, что Россия поставляет Дамаску боевые вертолеты, которые сирийские власти якобы используют против антиправительственных протестующих.
По данным ООН, жертвами сирийского конфликта, начавшегося в марте 2011 года, стали не менее 10 тысяч человек.
Через три дня после заявления Клинтон США признали, что Россия не отправляла в Сирию новые вертолеты, а лишь возвращала отремонтированные машины. О том же неоднократно заявляли и представители российских властей.
Помощник российского президента Юрий Ушаков в минувший четверг заявил журналистам, что сделка о проведении ремонтных работ по вертолетам была заключена с Дамаском почти 30 лет назад. По его словам, техника возвращалась Сирии в разобранном виде, и использовать советские летательные машины сирийская армия могла бы лишь через 3-4 месяца.