Цены на бензин в Украине бьют все рекорды.
12.04.2012 22:18
—
Новости Мира
АЗС повышают стоимость топлива едва ли не каждый день. Водители пытаются экономить или вовсе отказываются от поездок на дальние расстояния. При этом автолюбителей поджидает еще один коварный сюрприз: все больше украинских заправок торгуют поддельным топливом. Кто его производит и где можно напороться на некачественный бензин? Наш киевский собкор Сергей Гусаченко убедился, что высокие цены порой имеют такую же степень риска. На это интервью Геннадий Рябцев пришел пешком. Эксперт в области топлива едва успевает следить за ценами. С началом весны стоимость литра понемногу растет едва ли не каждый день и 95-ый - уже почти полтора доллара. Водители начинают покупать более дешевые марки бензина и просто меньше ездить. Если рост цен продолжится - каждый третий автолюбитель в Украине готов поставить авто на прикол. (Геннадий Рябцев, заместитель директора Научно-технического центра "Психея") Пропорционально ценам растут и объемы некондиционного топлива. По подсчетам экспертов, продуктом сомнительного качества торгуют почти 20% АЗС. Как правило, это небольшие заправки - и цены на самопальный бензин там существенно ниже. На грани рентабельности, почти в ноль или даже "в минус" работают около 2-х тысяч АЗС - а это означает либо неуплату налогов, либо серые схемы с топливом. (Сергей Куюн, директор консалтинговый группы "А-95" (Киев) Сырье добывается на неучтенных или закрытых скважинах, таких особенно много в Полтавской области и Крыму, и перерабатывается подпольными мини-заводами. Однако заправки в Украине проверять никто не торопится: в прошлом году контроль прошли лишь несколько десятков из шести с половиной тысяч АЗС. (Геннадий Рябцев, заместитель директора Научно-технического центра "Психея") Особенно на периферии заправка теперь, как игра в лотерею. Плохой бензин чреват повышенным расходом топлива и серьезными поломками. Но юридически доказать это практически невозможно. Украинские АЗС не любят публичности. Снимать заправки запрещено, за разрешением нужно обращаться в центральный офис, но там некачественного бензина старательно избегают. Между тем эксперты аппелируют цифрами. В год украинские водители потребляют 4,5 млн тонн топлива. Из них легально производится или импортируется только 4 млн. Оставшиеся 500 тысяч и есть та самая продукция черного рынка, нарваться на которую можно даже в Киевской области. При этом собственная нефтепереработка в Украине остается убыточной. Из шести НПЗ работает лишь один. С каждым годом на рынке растет доля белорусской продукции из Мозыря и Новополоцка. (Сергей Куюн, директор консалтинговый группы "А-95" (Киев) Ухудшение ситуации связывают и с действием старых стандартов качества. Полный переход нефтепродуктов на соответствие требованиям Евро4 и Евро5 в который раз отложили до июля этого года. И пока украинское правительство медлит с решениями по выходу из кризиса всей отрасли, водители заправляют свои авто бензином, который был запрещен в Европе почти 10 лет назад.