Водная дипломатия в Центральной Азии
— Из газеты «Рэспубліка» я узнал, что в Беларуси открыто Посольство Таджикистана. С удовольствием прочитал интервью с послом этой страны, который рассказал о том, как живет и развивается сегодня его родина. Хорошо, что обе наши республики стали как бы ближе, потому что эта древняя горная страна представляет большой интерес. Я, например, хотел бы знать, как Таджикистан решает актуальнейшую в мире проблему воды, как использует свои богатейшие водные ресурсы в развитии национальной энергетики, возникают ли здесь проблемы и т.д.
Сергей Конончук, г. Минск
Мы попросили ответить на этот вопрос Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Таджикистан в Беларуси Козидавлата Коимдодова.
— На территории страны формируется в среднем 64 км3 водного стока из общего среднемноголетнего объема бассейна Аральского моря в 115 км3. С учетом реки Сырдарьи, сток которой формируется в Кыргызстане, протекающий через Таджикистан сток равен почти 80 км3. При формировании более половины водных ресурсов на своей территории Таджикистан использует около 10 % общего стока.
В этом отношении ситуация такова. В пределах нашей страны формируется приблизительно 55,4 % общего стока бассейна Аральского моря. В Кыргызстане — 25,3 %, в Узбекистане — 7,6 %, Казахстане — 3,9 %, в Туркменистане — 2,4 %. На территории Афганистана, Китая и Пакистана, вместе взятых, — 5,4 %.
А каково потребление водных ресурсов? На основе выделенных лимитов советского периода из стока Сырдарьи Узбекистан использует 50,5 %, Казахстан — 42 %, Таджикистан — 7 % и Кыргызстан — лишь полпроцента. А из стока Амударьи Узбекистану выделено 42,2 %, Туркмении — 42,3 %, Таджикистану — 15,2 %, Кыргызстану — 0,3 % водных ресурсов.
Приношу свои извинения читателям газеты «Рэспубліка» за то, что, может, утомил их этими цифрами. Но без них никак не обойтись, если объективно, с учетом существующих реалий анализировать ситуацию с водными ресурсами в данном регионе. История становления стран Центральной Азии в период независимости показывает, что Таджикистан реально был и остается одним из основных инициаторов действий по рациональному и эффективному использованию, интегрированному управлению водными ресурсами региона. Об этом в первую очередь свидетельствуют многочисленные инициативы президента страны Эмомали Рахмона, проведенные форумы, международные конференции, круглые столы и другие мероприятия по данной тематике.
Известно, что в последние годы Таджикистан выступает с позитивными предложениями на международном уровне по водно-энергетическим проблемам, которые поддержаны мировым сообществом. Так, по инициативе нашей страны 2005—2015 годы ООН провозгласила Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В целях реализации данной программы Генеральная Ассамблея ООН 24 ноября 2010 года приняла резолюцию об объявлении 2013 года Международным годом водного сотрудничества, и нынче в Марселе (Франция) пройдет VI Всемирный водный форум (8—9 июня 2010 года он состоялся в Душанбе). По данному вопросу Таджикистан также поддерживают члены Европарламента.
— Господин посол, рациональное использование водных ресурсов для Таджикистана в первую очередь связано с развитием его энергетики. И здесь главная роль отводится Рогунской ГЭС, не так ли?
— Совершенно верно. Руководство нашей страны, правительство проводит открытую и прозрачную политику в решении всех вопросов, касающихся Рогунской ГЭС. Сейчас в республике идут исследования Всемирного банка по оценке технического обоснования строительства этой гидроэлектростанции.
Обладая большим потенциалом водных ресурсов, приоритетным направлением Таджикистан считает развитие гидроэнергетики. Иначе нельзя, ведь страна не располагает достаточными ресурсами углеводородных источников энергии.
Таджикистан занимает восьмое место в мире по запасам гидроэнергоресурсов, из потенциально возможных к освоению 527 млрд. кВт/ч мы используем всего около 16—17 млрд. кВт/ч (менее 5 %). Подсчитано, что в настоящее время от полумиллиона до более одного миллиона из 7,1 млн. населения страны не имеет доступа к адекватному энергоснабжению.
Вот почему Таджикистан придает исключительное значение завершению строительства Рогунской ГЭС. Именно она не только обеспечит энергетическую безопасность страны, но она является источником дешевой и экологически чистой энергии, которая будет удовлетворять потребности Афганистана и Пакистана. Рогунская ГЭС спроектирована институтом «Средазгидропроект» (Ташкент), в настоящее время ее корректирует российский институт «Гидропроект». Проектировщики заявляют о безопасности плотины, в частности о том, что ее конструкция сейсмоустойчива. А для защиты отложений каменной соли от размывов запланированы специальные мероприятия.
— И как, господин посол, реагируют на строительство этой ГЭС страны низовья?
— Они сегодня опасаются, что при строительстве водохранилища будет допущено снижение объемов стока в низовьях реки Амударьи и изменены режимы водораспределения. Это, по их мнению, нанесет существенный ущерб странам, расположенным ниже по течению. Данные утверждения не соответствуют действительности. По проекту намечается, что Рогунское водохранилище будет наполняться в течение 13—18 лет, почти незаметно для орошаемого земледелия стран нижнего течения. Влияние заполнения водохранилища на сток реки Амударьи составит не более 3—5 %, что в 6—7 раз меньше значения природного маловодья в странах низовья.
— Итак, господин посол, какие главные выводы можно сделать из ситуации вокруг Рогунской ГЭС?
— Завершение строительства Рогунской ГЭС и сооружение других гидроэлектростанций на наших реках не нанесет ущерба странам низовья. Ведь Рогунский гидроузел изначально запроектирован для многолетнего стока реки Вахш, и производство дешевой энергии обеспечит дополнительное орошение земель бассейна Амударьи на миллионах гектаров.
Наша республика не является источником загрязнения и экологического бедствия бассейна Аральского моря, причины здесь иные, они хорошо известны: бурный рост населения в регионе и нерациональное и экстенсивное освоение земель и водных ресурсов за последние годы. Что касается угрозы землетрясения, то следует отметить, что даже с учетом динамичного развития нанотехнологий человек остается бессильным перед природными катаклизмами.
Безосновательна и озабоченность по поводу того, что создание гидроэнергетических сооружений в Таджикистане уменьшит водоток рек региона. Наоборот, при реализации проектов в области энергетики наша республика сможет обеспечить соседние государства экологически безопасной и сравнительно дешевой электроэнергией. К тому же улучшится качество воды. А также можно организовать планомерное, регулируемое и эффективное использование водных ресурсов в общих интересах.