Планету ждёт глобальная катастрофа?
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, российский политолог Юрий Крупнов в эксклюзивном интервью “Народной газете” поделился своим мнением о процессах, происходящих на мировой арене, и рассказал о том, каким может быть рецепт глобального выздоровления.
— Юрий Васильевич, прошлый год запомнился целым рядом знаковых событий, многие из которых перешли в год нынешний, — “арабская весна”, кризис еврозоны, крах идеологии мультикультурализма. И, похоже, в этом году спокойнее на планете не станет. День ото дня обостряется ситуация в районе Персидского залива. США и их союзники стянули туда большие силы и все агрессивнее ведут себя по отношению к Ирану. Назревает новая война?
— Я не Кассандра, но, похоже, мир действительно стоит на пороге большой войны. Она может быть развязана в любой момент — в Сирии, Иране или Пакистане. В отношении Ирана, например, уже отработан жесткий план, согласно которому примерно сотня самолетов нанесут удары по ядерным объектам страны и объектам промышленной инфраструктуры. Обсуждается лишь вопрос, где и как будут заправляться штурмовики.Однако обострение отношений между США и Ираном, на мой взгляд, нельзя отделять от общего негативного тренда, который я обозначил бы как нацеленность на большую войну, поскольку мир вступает в решающую фазу глобальной финансово-экономической катастрофы. Она разразится через два-три года и, вполне возможно, войдет в историю под каким-нибудь именем по аналогии, скажем, с Великой депрессией 1929—1933 годов.Полностью нарушены все объективные законы развития. Только доказанных и юридически подтвержденных обязательств на финансовом рынке скопилось на 600 триллионов долларов при общей совокупности мирового ВВП примерно в 60 триллионов долларов. И все это на фоне девальвации и слома принципов международного права, когда действует только один закон: прав тот, кто сильнее.Глобальный кризис показал агонию идеологии либерального колониализма, навязанной миру 500 лет назад Британской империей. Наступил этап тяжелой болезни западной цивилизации. Весь мир находится в сложном экономическом состоянии, когда абсолютно избыточный уровень потребления не соответствует реальным возможностям экономики, развитию ресурсной базы. Посмотрите, какой демографический взрыв произошел за последнее десятилетие в Индии, странах Африки. При этом люди там хотят жить хорошо, ни в чем не нуждаясь. Даже с точки зрения работы электроприборов это почти коллапс для мировой энергетики.Поэтому либо в общепланетарном масштабе будет предпринят прорыв на новый уровень развития, либо неизбежна глобальная катастрофа.
— Нынешний кризис в еврозоне, надо полагать, проблема из той же логической цепи. И, кажется, дела настолько плохи, что Германия уже просит Китай о помощи...
— В целом мы видим целенаправленные действия по слому зоны евро, прежде всего со стороны США и Лондонского Сити. Сейчас пытаются за счет евро спасти доллар, сохранить его в качестве мировой резервной валюты. Кстати, нефтяное эмбарго против Ирана также наносит удар по европейским экономическим интересам, поскольку будет работать на ослабление позиций евро. Таким образом США хотят поставить континент под еще больший контроль. Получается, что, с одной стороны, европейцы не могут игнорировать антииранские санкции, а с другой, они сами подрывают остатки финансово-экономической стабильности в Европе.
Обострение отношений между США и Ираном, на мой взгляд, нельзя отделять от общего негативного тренда, который я обозначил бы как нацеленность на большую войну, поскольку мир вступает в решающую фазу глобальной финансово-экономической катастрофы. Она разразится через два-три года и, вполне возможно, войдет в историю под каким-нибудь именем по аналогии, скажем, с Великой депрессией 1929—1933 годов.
— Что же можно противопоставить этим негативным тенденциям? Есть ли способы защиты от надвигающейся бури?
— Мне кажется, есть одна идея, выстраданная нашей общей русско-евразийской цивилизацией, которая спасет не только Россию, но и весь мир.Ее можно определить как идея развития, и реализовать ее можно только объединив усилия в рамках евразийской интеграции. Я являюсь сторонником идеи России как мировой державы и даю ей четкое понятие: мировая держава — это государственность, которая образцово-показательно решает мировые проблемы на своей территории.К сожалению, все эти годы после распада СССР нам усиленно навязывали извне неолиберальные подходы, основанные на принципах наживы. Это все равно что, условно говоря, легкоатлета-рекордсмена посадить за шахматную доску и требовать от него результатов. Мы себя разрушаем этой привнесенной моделью, потому что она не подходит для нашей цивилизации, наших исторических традиций. А вот идея развития в сочетании с идеей преображения, почерпнутой из православия, когда в кратчайшие сроки вдруг обнаруживается резкий подъем всех сторон жизни через трудовые усилия и духовный подвиг людей, сегодня крайне востребована. Именно духовное возрождение должно лежать в основе нашего рывка. Знаете, что меня больше всего поразило в Беларуси? То, что даже при определенных недостатках и ошибках, а они есть в любом государстве, сохраняется высокий трудовой настрой людей. Я побывал на двух промышленных предприятиях, на Минском заводе Октябрьской революции и в Орше на заводе “Красный борец”. При всех сложностях люди работают, создают уникальные вещи мирового уровня. А ведь в Украине, России крупную промышленность, по сути, развалили, многие активы раздали олигархам, допустив большую ошибку. Сейчас настала пора собирать камни, потому что в одиночку белорусское станкостроение не сможет конкурировать с китайским, не говоря уже о японском.
— Но готовы ли мы сегодня к равноправному объединению, есть ли для этого общая основа, как, например, идея коммунизма во времена СССР? Ведь надо признать, что у нас сложились разные экономические модели, а государственные интересы не всегда созвучны интересам частного капитала...
— На самом деле проблема в том, что у нас до сих пор не выработан высокоэффективный интеграционный проект. Союзное государство, Таможенный союз, ЕЭП — вещи, безусловно, важные, но это всего лишь верхушка айсберга. Равно как и союзные белорусско-российские программы. В основе интеграции должны находиться сквозные проекты совместного развития. Их сегодня я не вижу. Например, развитие того же станкостроения требует наличия рынка заказов. Вот простой пример. Объявленная в России госпрограмма вооружений в ближайшие 15 лет потянет на 23 триллиона рублей, или почти триллион долларов. Примерно 100 миллиардов долларов потребуется на сами станки. Это пятая часть мирового рынка станкостроения. Вот он, реальный заказчик, гигантский спрос на все 15 лет. Но никаких планов по этому поводу не прописано. То же самое касается, например, российского авиапрома и других отраслей. Если сейчас, в условиях надвигающейся глобальной катастрофы, и нам, и вам не заняться технологическим перевооружением предприятий, то лет через пять мы столкнемся с большими проблемами.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы расширения евразийской интеграции, в частности присоединения к ней Украины?
— Евразийский союз без Беларуси и Украины не построить в принципе. Мне кажется, рассчитывать на смену курса Украины можно только при условии успешных отношений России с бывшими республиками СССР. Россия должна показать не рейдерско-либеральный, имперский способ взаимодействия с ними, а пример конструктивной реализации сквозных проектов совместного развития, которые подняли бы на новый уровень всех участников.
— Это наверняка невыгодно нашим конкурентам, которые меньше всего хотели бы усиления мощного евразийского блока на постсоветском пространстве?
— Конечно. И западные политики не случайно штампуют антибелорусские резолюции и угрожают вашей стране санкциями. Им во что бы то ни стало хочется выбить Беларусь из этого евразийского единства и разрушить всякую возможность создания Евразийского союза как полноценной цивилизации. Ставки в этой игре очень высоки, поэтому действия отдельных ваших граждан, призывающих ввести санкции против собственной страны и народа, надо расценивать не иначе как предательство. Коль ты на стороне этих требований, значит, ты на стороне противника.