Многопартийная реальность
По предварительным итогам парламентских выборов в Казахстане в парламент страны проходят три партии.
Третьи за последнее десятилетие внеочередные выборы в казахстанский парламент не принесли особых сюрпризов. Убедительную победу на них одержала партия действующего президента Нурсултана Назарбаева “Нур Отан” (“Свет Отечества”), набравшая, по предварительным данным, более 80 процентов голосов избирателей. Некоторую конкуренцию ей составила партия “Ак жол” (“Светлый путь”), представляющая интересы малого и среднего бизнеса. Еще одной партией, представители которой получат депутатские мандаты, стала Коммунистическая народная партия Казахстана.
Впрочем, итоги нынешних выборов все же подкинули немало информации к размышлению. Взять хотя бы тот факт, что еще пять лет назад “Нур Отан” была единственной партией в стране, переступившей семипроцентный барьер и прошедшей в высший законодательный орган. Тогда на Казахстан посыпалась масса упреков в “отсутствии демократичности”. Однопартийный парламент при многопартийной системе и впрямь мало отвечает принципам демократии. Хотя многочисленные наблюдатели в большинстве своем не увидели на тех выборах существенных нарушений. Исключением стали лишь наблюдатели от миссии ОБСЕ, однако они традиционно подвергают критике любые выборы, проходящие на постсоветском пространстве.
И вот теперь правящей партии придется несколько потесниться и отдать часть мест своим конкурентам. Как сообщил накануне председатель Центр-избиркома Казахстана Куандык Турганкулов, за демократическую партию “Ак жол” проголосовало 7,46 процента избирателей, за Коммунистическую народную партию Казахстана (КНПК) — 7,2 процента.
Кстати, партия “Ак жол” на нынешних выборах совершила огромный рывок на политический олимп. Всего несколько лет назад это было аморфное политическое образование, напоминавшее о себе лишь в электоральный период. Однако произошедшие за последний год изменения в руководстве партии, а также ее переориентация на лоббирование интересов малого и среднего бизнеса позволили ей занять твердое второе место в парламентском списке.
Надо отметить, что выборы в Казахстане проходили в очень сложных условиях. Во-первых, для ряда партий решение прежнего состава нижней палаты парламента о самороспуске явилось если не неожиданным, то достаточно скорым. Как говорили лидеры некоторых партий, они “не успели подготовиться”. Однако такая позиция похожа на желание сохранить хорошую мину при плохой игре. Во вторых, на расклад сил в стране существенно повлияли и трагические события в западном Казахстане — городе Жанаозень в Мангистауской области. Небольшой город с населением около 120 тысяч человек на протяжении последнего времени сотрясали забастовки работников нефтяной отрасли. Последняя забастовка, длившаяся с июня 2011 года, привела к массовым увольнениям работников и в итоге обернулась серьезными беспорядками, спровоцированными в День независимости 16 декабря. Погибли 17 человек и свыше 100 получили ранения, были сожжены некоторые административные здания, магазины, автотранспорт, местные офисы банков. Общая стоимость ущерба составила свыше 20 миллионов долларов. На второй день волнений в городе был введен режим чрезвычайного положения.
Следствием этих событий стала активная критика действующей власти всеми политическими силами. Но при этом обозначилась и тенденция оттока многих членов наиболее радикальной оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии из ее рядов. Причем часть из них предпочла членство в партии “Ак жол”. Основная причина, называвшаяся “перебежчиками”, — несогласие с политикой руководства партии. В Казахстане ОСДП давно известна своей жесткой критикой власти и позиционированием себя “основной защитницей обездоленных”. Однако ситуация с бастовавшими в Жанаозене подорвала ее имидж. Лидеры партии неоднократно заявляли, что, выступая переговорщиком между сторонами, смогли договориться о выполнении условий бастующих работодателями, в то время как руководство нефтедобывающих компаний и региональные власти заявляли, что таких переговоров вообще не велось.
С другой стороны, события на западе Казахстана нанесли урон и правящей партии. На волне социального недовольства в Казахстане укрепились позиции коммунистов, которые сумели увеличить свои ряды. Основным электоратом данной партии традиционно выступают социально уязвимые слои населения, пенсионеры и безработные. В последнее время к ним также присоединились сельские жители, бюджетники, рабочие крупных предприятий и студенты.
Тем не менее, несмотря на сложности, возникшие в Казахстане в ходе проведения предвыборной кампании, выборы в этой стране, как считает большинство наблюдателей (исключением вновь стали представители миссии ОБСЕ), прошли честно и открыто. По мнению многих экспертов, их результаты показали, что многопартийность в Казахстане начала обретать “физическую четкость”. Партии не просыпаются исключительно к выборам, а становятся существенной политической силой и в период между ними. И то обстоятельство, что теперь оппоненты “Нур Отана” получили возможность участвовать в формировании высшей исполнительной власти, говорит о практической реализации демократического принципа многопартийности в стране.