НАМЕК ГОДА
22.12.2011
—
Новости Мира
Журнал Time имеет давнишнюю традицию: с декабря 1927-го на своей обложке он обязательно публикует фотографию человека года, чтобы все видели, кто именно был самым влиятельным в мировой политике за последние двенадцать месяцев ее новейшей истории. Бог его знает, как именно выбирает редакция этих самых VVIP, т.е. Very Very Important Persons — «очень-очень важных персон», но надо признать, что чаще всего это были действительно знаковые лица, помимо всего прочего еще и отражающие дух времени. Так вот, в прежние времена с глянецевой обложки Time на нас смотрели по-настоящему серьезные и влиятельные политики, общественные деятели, наконец, просто герои. И мы могли посмотреть в глаза Франклину Рузвельту, Чарльзу Линдбергу, Махатме Ганди, Иосифу Сталину, Уинстону Черчиллю, Джону Кеннеди, Генри Киссинджеру, Анвару Садату, Михаилу Горбачеву, двум Бушам (старшему и младшему) и, наконец, Владимиру Путину и Бараку Обаме.
Глаза — зеркало души, и каждый читатель (персонально!), благодаря редакторам Time, имеет возможность заглянуть в душу тем, кто больше всего повлиял на его жизнь. Здесь и сегодня! Простой человек не имел возможности сделать это только дважды — в 1982-м, когда вместо лица глянцево заблестел вдруг плоский монитор персонального компьютера, именно тогда виртуально ворвавшегося в нашу жизнь. И в 1938-м, когда персону года просто не решились поместить на обложку, ибо то была физия Адольфа Гитлера, ворвавшегося в Европу самым натуральным образом, с танками и бомбежками.
А что в текущем, вернее, уже уходящем 2011-м? Если вы хотите увидеть лицо «человека года» по версии Time и под индексом 2011, у вас ничего не получится. Нет, обложка журнала есть, и лицо на ней вроде тоже. Да вот беда: разглядеть его не удастся при всем желании! Дело в том, что еще в 1999-м Time отказался от своеобразного мужского шовинизма и переименовал собственную номинацию из Man of The Year, т.е., по сути, «Мужчины года», в Person of The Year, т.е. в «Человека года». Подразумевая, очевидно, что будет печатать наряду с мужскими портретами и портретами компьютеров еще и лики представительниц слабого, пардон, равноправного пола. В общем, редакторы, так же, как и я, совсем запутались с этой клятой политкорректностью, а посему в этом году, чтобы никого не обижать, решили набросить на чело Персоны года что-то вроде паранджи. Или бедуинского платка, закрывающего пол-лица… Так думал я, вглядываясь в безликий (несмотря на весь напускной арабский колорит) и яркий портрет, помещенный на обложке декабря и прикрытый сверху чем-то вроде чалмы, а спереди — той самой тряпкой. Но каков же был мой ужас, когда, заглянув в нарисованные над обрезом паранджи глаза, я не обнаружил в них не только намеков на принадлежность к тому или иному полу, но и вообще малейших признаков души. Они просто пугают своим плоским бездушием! И вот тогда-то я и обратился к редакторской аннотации, которая гласила: «В 2011 году человеком года стал обобщенный протестующий, поскольку именно демонстранты, недовольные властью или политическими событиями, наиболее повлияли на мировые процессы».
Что ж, намек, как говорится, ясен! Некий безликий протестующий бедуин из арабской весны-2011, с закрытым ртом и бессмысленным взглядом. А вернее, целая армия таких протестующих должна прийти на смену тем американским войскам, что на этой неделе покинули Ирак. Кто-то умный сказал: «Война — это продолжение политики, только иными средствами». А «арабская весна» — это продолжение войны на Ближнем Востоке и тоже иными средствами. Может, поэтому Барак Обама так спокоен за ближневосточный узел именно сейчас, когда лишается там, казалось бы, главного своего козыря — морских пехотинцев. «После девяти лет войны мы открываем новую страницу и двигаемся дальше, полные сил и со знанием полученного опыта», — бравурно заявляет американский президент-миротворец.
И это несмотря на то, что итоги иракской кампании, мягко говоря, весьма противоречивы! В связи с выводом войск из Ирака некоторые ведомства США приводят ранее засекреченные статистические данные. Согласно информации Пентагона, в ходе боевых действий безвозвратные потери (число убитых, умерших от ран, пропавших без вести и попавших в плен) составили 4 тыс. 487 человек. Кроме того, на территории Ирака были убиты 2 тыс. 097 американских гражданских служащих. Боевые и небоевые санитарные потери США (то есть количество получивших ранения) составили 31 тыс. 921 и 40 тыс. 350 человек соответственно. В ходе кампании погибли 174 журналиста, освещавших конфликт. По данным американской некоммерческой организации National Priorities Project, расходы на иракскую войну превысили 805 млрд долл. Наибольшая концентрация войск в стране пришлась на октябрь 2007г. — 170 тыс. американских солдат. При этом совокупное количество всего международного контингента на тот момент составляло 182 тыс. Так или иначе, в операции международной коалиции принимали участие 40 стран. По количеству военнослужащих, направленных в Ирак, за США следуют Великобритания, Южная Корея, Италия, Польша и Грузия. Такие страны, как Россия, Франция, Германия, Китай и Индия, с первого дня вторжения отказались поддерживать действия американцев. И не зря: действия военных и угроза терроризма вынудили более 2,5 млн иракцев покинуть свою родину, и основной поток беженцев из Ирака пришелся на Иорданию и Сирию. Кроме того, на конец 2010 года США потратили почти 32 млрд долларов на медицинское обслуживание ветеранов и пособия инвалидам войны. Ожидается, что эти расходы будут расти.
Это, так сказать, дебет. А вот и кредит: в настоящий момент добыча нефти в Ираке практически вышла на довоенный уровень: 2,37 млн барр. в сутки против 2,58 млн барр. во времена свергнутого американскими пехотинцами Саддама Хусейна. Что примечательно, теперь прибыль от этих баррелей течет в карманы тех самых американских «дядей», которые вовсе не стремятся «засветиться» на обложке Time. За них это прекрасно сделает воинственное «собирательное» существо в бедуинской чалме и женской парандже, которому еще предстоит «потрудиться». Вместо морпехов!
Вадим ЕЛФИМОВ