НОВОБРАНЦЫ В ЕС. Литва: «Платим лит, а получаем четыре»
Литовцы — народ обстоятельный, взвешенный и склонный видеть в евросоюзном членстве обе стороны медали. Об этом свидетельствуют и vox populi, проведенный БелаПАН на улицах Вильнюса, и данные статистики, и впечатления от бесед с тамошними политиками и экспертами.
Некоторые участники нашего импровизированного опроса решительно выступали против членства в ЕС: мол, разверзлась пропасть между богатыми и бедными, образование и медицинские услуги стали дорогущими...
Одна пенсионерка сказала, что ее жизнь после вступления Литвы в Евросоюз никак не изменилась. Молодая девушка заявила, что ничего о ЕС не знает, но считает его плохой вещью для своей страны. Показательным было мнение пожилого мужчины, который резюмировал, что в ЕС «плюс-минус неплохо» и что без союза могло быть еще хуже. Ему нравятся «полные магазины», море хороших легковушек и то, что можно ехать куда душа пожелает.
«Может быть, вступление хорошо для людей, которые получают выплаты в деревнях, и так далее. Плохо — что власти сделали так, чтобы эти люди не работали. В деревне ничего не выращивай, ничего не держи — и получишь деньги. Какого черта еще надо, если можно не работать и получать?» — негодует пенсионер. Он также отметил, что в результате кризиса триста тысяч человек выброшены на улицу.
Ныне членство страны в ЕС поддерживает 61,3% жителей, сообщил БелаПАН пресс-секретарь МИД Миндаугас Лашас. Вместе с тем, он отметил, что, согласно последнему опросу общественного мнения, 64,3% считают: литовские интересы не защищены в ЕС надлежащим образом (данные исследования UAB «RAIT»).
Староста парламентской фракции партии «Порядок и справедливость» Валентинас Мазуронис пребывание Литвы в ЕС оценивает положительно. Один из плюсов членства состоит в том, что нахождение в «элитном клубе» является стимулом для развития и постепенного приближения уровня жизни к передовым образцам ЕС. Еще один безусловный плюс — широкая финансовая помощь еврофондов. есть много программ для инфраструктурных нужд, сельского хозяйства. «В принципе, сегодня мы платим один лит в бюджет Евросоюза, а получаем четыре», — утверждает Мазуронис.
В отличие от Латвии, где велик процент русскоговорящего населения, Литва не испытывает особых трудностей на межэтнической или языковой почве, сказал парламентарий. Темп жизни одинаково возрос и для литовцев, и для русских, и для белорусов, и для поляков: в условиях конкуренции необходимо быстрее меняться. «Это нормально, и многие вещи обязательны, если государство старается вырваться вперед», — сказал Мазуронис.
Членство Литвы в ЕС дало ее гражданам возможность ездить по Европе как туристами, так и для работы. Силен поток эмиграции. «С каждым годом у нас становится все меньше школьников, чувствуются демографические проблемы, — говорит Валентинас Мазуронис. — Поэтому, конечно, необходимо оптимизировать школы — как литовские, так и русские, и польские, и другие».
Директор Центра восточноевропейских исследований Кристина Вайчюнайте отметила, что идея вступления в ЕС имела в Литве широкую поддержку.
Действительно, на национальном референдуме в 2003 году вступление поддержало около 91% граждан.
Сейчас недовольство высказывают в основном те, кто ко времени вступления был уже далеко не молод. «Если ты всю жизнь прожил в одной системе, то тебе очень трудно приспособиться к другой. Пожилым людям было трудно поменяться и принять правило, что теперь нужно самому за себя бороться, — объясняет Вайчюнайте. — В новых условиях все зависит от твоей инициативы, от того, как ты держишь себя, каковы твои цели и как ты работаешь. Никто не предложит просто так ни зарплату, ни рабочее место, всего необходимо добиваться самостоятельно».
Эксперт отметила, что в политической сфере евроскептиками являются, как правило, представители «маргинальных партий». Идеальной политической модели не существует, сказала она, и в Европейском союзе «тоже не все так красиво». Одной из проблем для своей страны Вайчюнайте назвала сельскохозяйственную политику Евросоюза: «Земледелие в Литве очень развито, но в рамках ЕС существуют квоты экспорта».
Еще одна проблема — недостаточная активность представителей страны в институтах ЕС. Ныне в Европарламенте — 12 депутатов от Литвы. Насколько получается у них «побеждать не числом, а умением»? «Иногда мы предпринимаем только реактивные действия и как будто плывем по течению, — говорит эксперт. — И сейчас этот вопрос у нас поднимается: говорится о том, что нам как маленькой стране следует проявлять больше инициативы. Ведь за нас никто напрягаться не станет».
Вайчюнайте отметила, что в Литве были очень ощутимы последствия мирового финансового кризиса, но сейчас страна выходит из него и видит свет в конце туннеля.
Один из лидеров партии «Союз либералов» парламентарий Пятрас Ауштрявичус говорит, что членство в Евросоюзе открыло для его страны новые возможности экономического развития.
В беседе с БелаПАН депутат Сейма отметил, что в XXI веке обострилась проблема рынков сбыта. Проблемы производства услуг и товаров как таковой нет, этим может заниматься любая страна. Но как продать? Эту задачу Литве легче решать, присоединившись к ЕС. «Рынок в 500 миллионов человек — это то, что нам нужно. Это рынок без пошлин, без таможни, со свободным передвижением людей, товаров и капитала», — отметил собеседник.
По словам политика, Литва, в частности, имеет мощное сельское хозяйство, некоторых продуктов питания производится в полтора-два раза больше, чем могут потребить сами литовцы.
(К слову, вот вам и ответ на страшилки белорусской пропаганды, типа: они там развалили колхозы, и теперь поля зарастают чертополохом.)
«Если бы европейский рынок был для нас закрыт, у нас бы не было никаких перспектив развития», — резюмирует Ауштрявичус. Кроме того, ему нравится, что граждане получили свободу перемещения и могут путешествовать по Европе без виз.
Собеседник уверен, что после провозглашения независимости европейская интеграция была для Литвы логичным вторым шагом, без этого воссоздание независимости осталось бы незаконченным проектом. Ведь до последней мировой войны Литва принадлежала именно к европейскому сообществу, и фактически состоялось возвращение.
«Мы не видели никакого противоречия: независимость или интеграция. Напротив, были убеждены, что независимому демократическому государству вступление в ЕС пойдет в пользу, — сказал Ауштрявичус. — Это был путь многих государств Центральной и Восточной Европы, и я думаю, что мы сделали очень правильный выбор».
Положение в странах Балтии типично для государств, которые лишь недавно перешли к рыночной экономике. Их еще шатает. Перед мировым финансовым кризисом в Латвии и Литве наблюдался экономический подъем — благодаря большому притоку капитала. И когда поток усох, рецессия ударила очень больно.
Страны Балтии попали в непростое положение, уже будучи членами ЕС. Их властям оказалось не по плечу справиться с кризисом стандартным инструментарием.
Больше всего пострадала Латвия, но Литве тоже досталось. Внешняя торговля этих стран в конце 2008 года (первая волна кризиса) скукожилась из-за спада внешнего спроса.
Сейчас наших соседей накрывает вторая кризисная волна. В ноябре крупный банк SEB сообщил, что снижает прогноз экономического роста для балтийских экономик на следующий год с 3,7% до 2,5%. Вместе с тем, банк ожидает, что их экономический рост не сменится спадом, пишет Lithuania Tribune.
Ведущий аналитик SEB в Эстонии Хардо Паюла заявил, что вторая волна кризиса будет для Латвии, Литвы и Эстонии не такой мощной, как первая.
Подушкой безопасности, кстати, может послужить более тесная интеграция их экономик с экономиками других стран Евросоюза.
Вильнюс — Минск.
Этой статьей мы завершаем публикации о жизни в соседних с Беларусью странах Балтии, вошедших в ЕС, чтобы завтра рассказать о том, что принесло вступление в Евросоюз Польше.
Предыдущие публикации цикла:
Литва: открылся не рай, но мир
Латвия: русские горки европейского выбора
Латвия: без манны небесной, но на плаву
Антон ТАРАС