Медведев сжал ядерный кулак России
Президент России Дмитрий Медведев 23 ноября огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы противоракетной обороны в Европе. Вместе с тем глава российского государства подтвердил настрой на продолжение диалога с США и НАТО для компромиссного урегулирования одной из самых болезненных проблем в отношениях России с Западом.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в ноябре 2010 года в Лиссабоне, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. После состоявшейся 12 ноября в Гонолулу встречи с президентом США Бараком Обамой Медведев заявил, что позиции Москвы и Вашингтона далеки друг от друга, и сторонам придется продолжить консультации.
Первым делом Россия введет в строй радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении в своем самом западном регионе — Калининградской области.
«Мною принято следующее решение: по моему поручению Минобороны России незамедлительно введет в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в городе Калининграде», — объявил Медведев.
По его словам, в рамках создания системы воздушно-космической обороны России в первоочередном порядке будет усилено прикрытие объектов стратегических ядерных сил.
«Стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение ракетных войск стратегического назначения и нашего ВМФ, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками», — сказал Медведев.
«Если перечисленных мер будет недостаточно, Россия разместит на западе и юге страны современные ударные системы вооружений, обеспечивающие огневое поражение европейского компонента ПРО», — сказал Медведев.
По его словам, одним из таких шагов станет развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградской области.
Медведев подчеркнул, что Россия настроена на продолжение диалога с Америкой и НАТО по ПРО, не закрывает дверь для дальнейших переговоров и практического сотрудничества, но действовать будет с учетом реального развития событий на каждом этапе реализации американского плана развертывания противоракетной обороны.
«Если партнеры честно и ответственно подойдут к задаче учета наших законных интересов, интересов в сфере безопасности, уверен, мы сможем договориться. Если же нам будут предлагать «сотрудничать», или, скажем открыто, работать против наших же собственных интересов, наш общий знаменатель — мы его не сможем достичь, он не получится, и нам придется давать иные ответы, наши действия будут выстраиваться сообразно реальному развитию событий. Причем на каждом предстоящем этапе реализации американского плана», — говорится в заявлении.
«При неблагоприятном развитии ситуации Россия оставляет за собой право отказаться от дальнейших шагов в области разоружения и, соответственно, контроля над вооружениями», — сказал Медведев.
В этой связи он напомнил США о праве России выйти из договора по СНВ. Документ, предполагающий сокращение ядерных потенциалов РФ и США, вступил в силу 5 февраля 2011 года. В него по настоянию Москвы был внесен пункт о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями.
«Учитывая неразрывную взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, могут возникнуть основания для выхода нашей страны из договора об СНВ. Это предусмотрено самим смыслом договора», — сказал Медведев.
Справка Новый договор об СНВ, вступивший в силу 5 февраля 2011 года, обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению. В рамках договора об СНВ в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Кроме того, при его подписании российская сторона выступила со специальным заявлением о возможности выхода РФ из договора, если масштабы системы противоракетной обороны США создадут угрозу российским национальным интересам. Договор СНВ обязывает Россию и США сократить и ограничить количество развернутых и неразвернутых стратегических наступательных вооружений согласованными суммарными количествами. Начиная с 6 апреля 2011 года, в РФ и США могут проводиться инспекции по новому соглашению. В соответствии с документом, стороны намерены за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть — до 1,55 тысячи, по сравнению с московским договором 2002 года, и более чем в два раза понизить предельный уровень для стратегических носителей. |
Почему натовская ПРО тревожит Россию?
Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях.
В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории — на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО — в районе Москвы.
Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО — в Европе. Планы США разместить элементы ПРО в Польше и Чехии вызвали резкую критику со стороны Москвы. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше — противоракетную базу США.
Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года.
Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.
Развертывание системы ПРО передового базирования в относительной близости от границ РФ, по мнению военных аналитиков, влияет на эффективность боевого применения стратегических ядерных сил России.
Дмитрий Медведев в ноябре 2010 года на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне предложил идею о формировании в Европе секторальной системы ПРО с участием России.
В таком случае, учитывая возможные траектории стрельбы с иранской ракетной базы в районе Исфахана, российские противоракеты лучше всего разместить вблизи Ростова-на-Дону, а их наведение осуществлять с помощью современной РЛС под Армавиром. Это позволит обеспечить защиту от иранских ракет средней дальности.
Переговоры до «точки невозврата»
Медведев поручил переговорщикам продолжать с США консультации по ПРО, пока Вашингтон не пройдет «точку невозврата», заявил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
«Окончательно архитектура американской противоракетной обороны — а она американская, а не натовская, по большому счету, НАТО здесь только как ширма — будет сформулирована в мае следующего года на саммите Северо-Атлантического альянса в Чикаго. У нас есть прямое поручение президента России — у российских переговорщиков — продолжить консультации с американскими и натовскими партнерами до тех пор, пока США не пройдут «точку невозврата» в этом вопросе», — сказал Рогозин в среду на пресс-конференции в Москве.
Заявление президента России по ПРО является политическим и призвано вернуть США к серьезному разговору с Москвой, заявил Рогозин.
«Позиция президента России абсолютно честная. Он сказал в тот момент, когда мы исчерпали потенциал дипломатии, который мы использовали ежедневно, для того, чтобы добиться компромисса. Сегодняшнее заявление — политическое, очень честное и прямое, которое должно вернуть переговорщиков западной стороны к серьезному разговору с нами», — сказал Рогозин.
«Мы не позволим, чтобы нас держали за дураков. Мы отвечаем за безопасность большой страны, за безопасность наших союзников и хотим, чтобы с нами разговаривали серьезно. Это не шутки — ядерное оружие. Это не хохмочка, которую можно разыграть где-то еще», — сказал Рогозин.
«Мы нацелены на продолжение переговоров. У нас есть прямое поручение президента РФ добиться за оставшееся время внятных результатов от наших партнеров. Но надо иметь в виду, что счетчик сегодня включен», — добавил он.
Возможен ли компромисс?
Эксперты, опрошенные РИА «Новости», не верят в способность России и США в обозримой перспективе найти компромиссное решение проблемы ПРО.
«Я не вижу таких возможностей, потому что, в общем-то, стороны занимают достаточно непримиримую позицию, причем совершенно не имеют ни малейшего желания идти на компромиссы, а при этом, объективно говоря, никакого практического значения это не имеет», — сказал заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Того же мнения придерживается и директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. На вопрос, удастся ли России и США договориться по ПРО, эксперт ответил, что это «вряд ли произойдет в ближайшее время».
«Я думаю, что минимум год еще будет какое-то толкание. Понятно, что Обама заинтересован в том, чтобы под президентские выборы добиться какого-то очередного прорыва в отношениях с Россией, потому что одна из его «фишек» на внешней арене — это «перезагрузка», — сказал он.
Минченко добавил, что «технически сам процесс прохождения решений в США, вовлечение в этот процесс большого количества людей и институтов серьезно осложняет какие-то подвижки в направлении ПРО, тем более что демократы потеряли большинство в Палате представителей».
Российско-американские отношения не предполагают односторонних действий США по созданию противоракетной обороны, которая бы ломала стратегический баланс, и после заявления Дмитрия Медведева Вашингтон должен выразить свою позицию по развитию отношений с Москвой, заявил глава международного комитета Госдумы Константин Косачев.
«С точки зрения обязательств, заявление президента России ничего не добавляет и не убавляет. Президент процитировал договоренности, заложенные в договоре (о сокращении стратегических наступательных вооружений), они предусматривают, что Россия может расторгнуть договоренности, когда разрушается стратегический баланс», — сказал Косачев.
По его словам, стратегический баланс может быть нарушен после того, как США создаст ЕвроПРО. «С точки зрения практических действий об этом речи пока нет. Но это предполагают, к сожалению, заявленные планы США», — сказал депутат.
Он считает, что выступление Медведева своевременно и абсолютно корректно. «Оно находится в рамках наших международных обязательств, включая последний договор с США по ограничению стратегических наступательных вооружений», — сказал парламентарий.
Косачев добавил, что российско-американские отношения сегодня принято называть «перезагрузкой», и «некоторые считают, что это партнерство, а некоторые — соперничество».
«В любом случае, эти отношения не предполагают односторонних действий США по созданию ПРО, которая бы ломала стратегический баланс. Это неприемлемо для России, и об этом говорил сегодня Медведев», — отметил глава думского комитета.
По мнению депутата, теперь наступает очередь Соединенных Штатов, которые должны выразить свою позицию.
«У Америки есть право, как отвечать (на заявление), так и игнорировать его. США могут выстраивать отношения с нами или как с партнером, или как с врагом. Выбор за ними. Но на каждый их выбор у нас есть ответ», — заключил глава международного комитета.
Выход России из договора по СНВ будет исключительной мерой в переговорах по ЕвроПРО и может стать началом нового витка гонки вооружений в мире, заявил член президиума Общественного совета при Минобороны РФ, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Это исключительный военно-политический шаг, на который может пойти Россия в случае чрезвычайных обстоятельств. Фактически, это крайние меры, которые будут реализованы в самую последнюю очередь. С практической точки зрения, это будет означать начало нового витка гонки вооружений в мире», — считает Коротченко.