Тайна трех банкиров

Источник материала:  
19.11.2011 — Новости Мира
Тайна трех банкиров

Что общего между назначениями глав европейского центробанка и правительств Италии и Греции.

Корабль Европейского союза штормит уже не один год. Финансовый кризис накрывает одно государство за другим. Афины постоянно передают SOS. Риму едва удается держаться на плаву. Евроскептики в полный голос говорят о неизбежном распаде ЕС и рисуют апокалипсические картины, по сравнению с которыми библейский Всемирный потоп не более чем пролитый чай в кают-компании. Так чего же ожидать в будущем? И что могут означать молниеносные рокировки на высшем уровне в двух терпящих бедствие странах и появление нового руководителя у главного евробанка?

Единоличные решения

Первым официально об отставке итальянского премьера Сильвио Берлускони заявил президент Джорджо Наполитано  и добавил, что в дальнейшем задержек в принятии экономических реформ, которых от Рима требуют партнеры по еврозоне, не будет. Причем Наполитано и не собирался играть в доброго и терпеливого дядюшку, а с металлической холодностью в голосе заявил, что в дальнейшем либо пакет антикризисных мер будет принят, либо “парламент будет распущен с тем, чтобы незамедлительно начать новую избирательную кампанию”. После этого президент назначил бывшего европейского комиссара Марио Монти пожизненным сенатором и исполняющим обязанности премьер-министра. Парламент оказался перед любопытным выбором: либо обреченно проголосовать за будущего главу кабинета министров, либо гордо не проголосовать, что по сути ни на что повлиять не могло, так как решение о руководителе правительства от народных избранников уже зависело не больше, чем  судьба проигравшего гладиатора в Древнем Риме от нынешних посетителей Колизея...Нечто подобное произошло и в Греции. Как говорят философы: один раз — случайность, а два — закономерность. Когда премьер-министр Греции Георгиос Папандреу с некоторой долей сомнений обронил, что  он хотел бы прежде, чем предложить своим согражданам еще туже затянуть пояса в обмен на помощь ЕС, провести референдум, у лидеров Франции и Германии речь от такой наглости вначале перехватило, а потом они разразились таким потоком филиппик в адрес “любителя испрашивать мнение у народа”, что даже посудомойке из заштатного афинского ресторана стало понятно: дни на посту премьера у господина Папандреу, чьи отец и дед также были у правительственного руля, сочтены, и у Зевса не спрашивай. Какие смутные мысли бродили в голове у Папандреу-младшего после его столь опрометчивого заявления о плебисците, можно лишь догадываться, но упорствовать в “своем непростительном промахе” он не стал и тихо снял с себя премьерскую ношу. Президент Греции, как скупо сообщила его канцелярия, в качестве главы правительства предложил вице-президента Европейского центрального банка Лукаса Пападемоса. И лидеры трех крупных партий перечить не стали.

Спасательный круг

Примеры Греции и Италии дают почву для размышлений и в целом о судьбе глобального проекта под названием Евросоюз. Главы Германии и Франции (ядро ЕС) уже дали всем понять, что государства с менее развитыми экономиками в будущем должны “подчиниться более сильным”. На смену эпохе дебатов идет время жестко управляемой интеграционной структуры, где будет действовать уже не принцип “одна страна — один голос”, а значимость каждой “суверенной единицы” станет зависеть от ее экономического потенциала. И в такой “суперимперии” вопросы независимости вряд ли будут главными. Что же касается нынешнего кризиса, то он дает уникальный шанс для решающего наступления. Самые строптивые оказываются перед сложной дилеммой: либо дружно идти ко дну в бушующем океане кризиса, либо ухватиться за спасательный финансовый круг банкиров на заранее оговоренных условиях.В английской Independent появилась на днях статья с характерным резюме: “Заявлять, что произошедшее (назначения новых премьеров. — Авт.) недемократично, на данный момент не имеет смысла. Народ Италии, так же как и финансовые рынки, давно потерял веру в то, что парламент может чего бы то ни было добиться”.

Техничный бросок

Новые итальянское и греческое правительства уже окрестили “техническими”. То есть в их составе нет ни одного политика, а лишь ученые и финансисты. И сами премьеры тут же заявили, что у них нет сомнений в необходимости изменения фискальной политики и принятия условий ЕС и МВФ. И далее: в ближайшее время планируется начать (несмотря ни на какие протесты) реализацию программы мер жесткой экономии, что затронет пенсии, зарплаты и, безусловно, отразится на количестве безработных, так как режим экономии ведет к снижению внутреннего спроса и сокращению ВВП. В частности, итальянский парламент согласился не повышать зарплаты госслужащих до 2014 года, уравнять пенсионный возраст женщин и мужчин (65 лет) и ужесточить меры по борьбе с неуплатой налогов. “Странам нужны реформы, а не выборы”, — сказал Херман Ван Ромпей, президент Европейского совета, в ходе недавнего  визита в Рим. А на этой неделе Афины посетил главный банкир мира (управляющий директор Института международных финансов) Чарльз Даллара...Кстати, если Папандреу был вынужден уйти в отставку после попытки проведения референдума, то у экстравагантного политика-тяжеловеса, каковым является Берлускони, не осталось шансов удержаться после того, как инвесторы коллективно подняли процентную ставку по итальянским облигациям 10-летнего займа с 6,37 процента годовых до 6,64 (7 процентов в еврозоне считаются критической отметкой — уровень дефолта, когда государство объявляет себя банкротом). Иными словами, рынок высказал свое категоричное нет и это слово оказалось решающим.

Новая троица

Некоторые мировые издания череду кадровых изменений в “высшем европейском эшелоне” (плюс новый президент Европейского центрального банка Марио Драги) связывают с крупнейшим и влиятельнейшим американским банком инвестиций Goldman Sachs, который к тому же является  финансовым консультантом многих мировых компаний, правительств стран, богатых семей. Французская Le Monde всю новоявленную троицу называет “членами европейского правительства Goldman Sachs” и говорит о “деликатном” влиянии банка в Европе, который, как и все институты, является иерархическим. Согласно  Le Monde, итальянец Марио Драги был  вице-председателем и исполнительным директором Goldman Sachs International с 2002 по 2005 год (он, в частности, стал известен тем, что сумел от имени Goldman Sachs продать Греции так называемые финансовые своп-контракты, позволившие Афинам тогда “скрыть” часть суверенных государственных долгов и получить пропуск в еврозону).Другой итальянец, Марио Монти, стал международным советником банка Goldman Sachs в 2005 году.Лукас Пападемос с 1994 по 2002 год возглавлял греческий Центробанк и приложил немало усилий для вступления Греции в еврозону, а значит, мимо него вряд ли могли пройти своп-операции Goldman Sachs, которые в последующем и усугубили долговой кризис страны.

Ледокол не меняет курса

Возглавившие правительства Италии (третья экономика в Европе), Греции (двигавшейся до этого вольно или невольно в сторону дефолта и возможного выхода из ЕС) и Европейский центральный банк (становящийся все более мощным регулятором на финансовом рынке Евросоюза и определяющий монетарную политику на континенте) прекрасно владеют финансовой механикой и знают ее скрытые и видимые рычаги, но главное —  этот “союз трех банкиров” идет в германо-французском фарватере создания централизованной сильной наднациональной структуры. И, кажется, уверенному движению европейского ледокола ничто помешать не может. Любые преграды будут просто раскрошены в пыль. Для этого, похоже, у мировых финансовых структур достаточно средств. А своеобразный эхолот, улавливающий подвижки в глубинах общественного мнения, при достижении столь глобальной цели может ли являться определяющим?

←Антикоррупционный ПРЕССинг

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика