Доля cоциальных выплат в странах СНГ
23.08.2011 11:07
—
Новости Мира
Бюджеты стран истощают социальные выплаты. В СНГ доля социальных выплат стран варьируется от минимума – 2,9% ВВП в Таджикистане до максимума в 15% ВВП в России и Украине. Наряду с Россией самые большие социальные расходы несет правительство Беларуси.
Такой вывод содержится в обзоре Евразийского банка развития (ЕАБР). Высокую и низкую доли социальных расходов в экономиках стран СНГ аналитики банка объясняют растущим неравенством. По их мнению, в России и соседних странах постоянно углубляется разрыв между доходами самых богатых и самых бедных слоев населения, пишет Newsland.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян (то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в июле текущего года, по данным Росстата, выросли на 0,6% по сравнению с июлем прошлого года. Однако за семь месяцев 2011 года статистика зафиксировала снижение реальных доходов населения на 1%.
По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что все большее число россиян проваливается ниже черты бедности. Государству же, дабы не допустить роста напряженности в обществе, приходится взваливать на себя бремя социальных расходов, которое в какой-то момент может оказаться непосильной ношей для федерального бюджета.
Результат закономерен – в СНГ Россия стала одним из лидеров по темпам роста социальных расходов, которые уже превысили 15% ВВП, отмечается в докладе ЕАБР. Аналитики банка отмечают, что наряду с Россией самые большие социальные расходы несут правительства Беларуси и Украины. Наименьшая нагрузка (10% и ниже) социальных расходов отмечена в Таджикистане, Киргизии, Казахстане и Армении. При этом страны–рекордсмены по объемам социальных расходов до 4% ВВП направляют на содержание и развитие здравоохранения. А Киргизия и Украина более 5% ВВП тратят на образование.
Примечательно, что Беларусь и Украина лидируют в области расходов в сфере социальной защиты. Поскольку одной из главных функций государства является перераспределение дохода в экономике, экономическая теория среди разных факторов рассматривает показатель неравенства как один из определяющих факторов уровня социальных расходов в государственном бюджете, отмечают аналитики ЕАБР.
Если оценивать ситуацию по коэффициенту Gini, согласно которому чем выше индекс, тем больше разрыв между богатыми и бедными, то большинство экономик СНГ последние годы находились в границах среднего показателя неравенства (29–31). Однако в России, Киргизии и Таджикистане этот показатель возрос и являлся несколько выше среднего. Украину и Беларусь можно отнести к странам с более низким показателем неравенства. Для сравнения: коэффициент Gini в Швеции и Японии варьируется около 25, а в Китае и Бразилии превышает 45, говорится в исследовании ЕАБР.
Таким образом, высокая доля социальных расходов в самой богатой экономике СНГ – российской – объясняется ростом разрыва в доходах между богатыми и бедными. В то же время и низкую долю социальных выплат, например, в Киргизии и Таджикистане можно также объяснить высоким уровнем социального неравенства в обществе. Обе эти страны сегодня относятся к экономикам с низким уровнем дохода. «Сама система перераспределения доходов и ее эффективность являются немаловажными факторами, определяющими размер социальных выплат в государственном бюджете», – делают вывод авторы доклада.
Со своей стороны независимые эксперты отмечают, что, несмотря на перманентное наращивание социальных выплат, социальное неравенство год от года только увеличивается. В основе происходящего в России лежит специфика отечественной экономики, а конкретно – ее сырьевая структура. Безусловный лидер – нефтегазовый сектор, другие же сектора российской экономики остаются малоэффективными. И властям приходится перераспределять сверхдоходы, поступающие в казну за счет продажи энергоносителей. За этим просматривается очевидная попытка снизить уровень социальной напряженности в обществе.
Однако по объемам социальных выплат Россия сейчас на пределе своих возможностей, что связано не только с размером этих затрат, но и с их структурой. Так, 70% общего объема социальных расходов сегодня направляется в пенсионную систему, на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Это делается в ущерб поддержки другим социальным группам. В частности, поддержка многодетных семей идет уже фактически по остаточному принципу.
Реальные располагаемые денежные доходы россиян (то есть скорректированные на индекс потребительских цен) в июле текущего года, по данным Росстата, выросли на 0,6% по сравнению с июлем прошлого года. Однако за семь месяцев 2011 года статистика зафиксировала снижение реальных доходов населения на 1%.
По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что все большее число россиян проваливается ниже черты бедности. Государству же, дабы не допустить роста напряженности в обществе, приходится взваливать на себя бремя социальных расходов, которое в какой-то момент может оказаться непосильной ношей для федерального бюджета.
Результат закономерен – в СНГ Россия стала одним из лидеров по темпам роста социальных расходов, которые уже превысили 15% ВВП, отмечается в докладе ЕАБР. Аналитики банка отмечают, что наряду с Россией самые большие социальные расходы несут правительства Беларуси и Украины. Наименьшая нагрузка (10% и ниже) социальных расходов отмечена в Таджикистане, Киргизии, Казахстане и Армении. При этом страны–рекордсмены по объемам социальных расходов до 4% ВВП направляют на содержание и развитие здравоохранения. А Киргизия и Украина более 5% ВВП тратят на образование.
Примечательно, что Беларусь и Украина лидируют в области расходов в сфере социальной защиты. Поскольку одной из главных функций государства является перераспределение дохода в экономике, экономическая теория среди разных факторов рассматривает показатель неравенства как один из определяющих факторов уровня социальных расходов в государственном бюджете, отмечают аналитики ЕАБР.
Если оценивать ситуацию по коэффициенту Gini, согласно которому чем выше индекс, тем больше разрыв между богатыми и бедными, то большинство экономик СНГ последние годы находились в границах среднего показателя неравенства (29–31). Однако в России, Киргизии и Таджикистане этот показатель возрос и являлся несколько выше среднего. Украину и Беларусь можно отнести к странам с более низким показателем неравенства. Для сравнения: коэффициент Gini в Швеции и Японии варьируется около 25, а в Китае и Бразилии превышает 45, говорится в исследовании ЕАБР.
Таким образом, высокая доля социальных расходов в самой богатой экономике СНГ – российской – объясняется ростом разрыва в доходах между богатыми и бедными. В то же время и низкую долю социальных выплат, например, в Киргизии и Таджикистане можно также объяснить высоким уровнем социального неравенства в обществе. Обе эти страны сегодня относятся к экономикам с низким уровнем дохода. «Сама система перераспределения доходов и ее эффективность являются немаловажными факторами, определяющими размер социальных выплат в государственном бюджете», – делают вывод авторы доклада.
Со своей стороны независимые эксперты отмечают, что, несмотря на перманентное наращивание социальных выплат, социальное неравенство год от года только увеличивается. В основе происходящего в России лежит специфика отечественной экономики, а конкретно – ее сырьевая структура. Безусловный лидер – нефтегазовый сектор, другие же сектора российской экономики остаются малоэффективными. И властям приходится перераспределять сверхдоходы, поступающие в казну за счет продажи энергоносителей. За этим просматривается очевидная попытка снизить уровень социальной напряженности в обществе.
Однако по объемам социальных выплат Россия сейчас на пределе своих возможностей, что связано не только с размером этих затрат, но и с их структурой. Так, 70% общего объема социальных расходов сегодня направляется в пенсионную систему, на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Это делается в ущерб поддержки другим социальным группам. В частности, поддержка многодетных семей идет уже фактически по остаточному принципу.