Институт физики НАН признан лучшим по числу и качеству патентов
29.07.2011 08:41
—
Новости Мира
Институт физики НАН признан лучшим по числу и качеству патентов
![]() |
Директор Института физики НАН Беларуси Владимир КАБАНОВ с наградой ВОИС. Фото: Инна РЕВЯКО |
Этот приз называется бесхитростно и скромно: "Награда Всемирной организации интеллектуальной собственности инновационному предприятию". Но ценится заветный стеклянный многогранник высоко, и получать его вдвойне приятно, так как он всегда "падает с неба". Будущие лауреаты не ведут за него борьбу, не подают соответствующие документы и даже не подозревают, что Национальный центр интеллектуальной собственности готовит представление к награде, а обретают статус триумфаторов почти автоматически, по сумме объективных показателей.
Таким "виновником торжества" оказался в нынешнем году Институт физики имени Б.И.Степанова Национальной академии наук Беларуси, что стало для коллектива приятной неожиданностью. Ведь этот научный центр известен в основном фундаментальными разработками, тогда как изобретательская деятельность должна быть более характерна для институтов прикладного профиля. Тем не менее факты оказались именно такими. Как было сказано в сопроводительных документах к награде, институт признан "лидером среди научных учреждений страны по количеству действующих охранных документов, зарегистрированных в республике и за рубежом, в том числе в странах потенциальных торговых партнеров, активным пользователем системы интеллектуальной собственности в своей инновационной и коммерческой деятельности… Применение новейших разработок института в области лазерных технологий позволило не только повысить качество белорусской продукции, но и создать принципиально новую технику и технологии, что способствует усилению конкурентоспособности экономики страны в целом".
— Мы ежегодно подаем примерно 80 заявок на патенты и столько же охранных документов получаем, — комментирует новость директор института доктор физико-математических наук Владимир Кабанов. — В основном это белорусские патенты, но есть и евразийские, российские, европейские. Хотя это и обходится дорого, примерно 120 патентов мы постоянно поддерживаем, чему способствует и государственная помощь при оплате таких услуг. Фундаментальная направленность наших исследований, как оказалось, нисколько не помешала развитию изобретательства и даже помогла создавать инновационную продукцию, не имеющую аналогов в мире.
Среди таких разработок можно отметить, например, уникальную лазерную систему видения в плохих погодных условиях, которая сейчас патентуется в Европе. Она позволяет без проблем управлять автомобилем, например карьерным самосвалом, даже тогда, когда видимость из-за тумана ограничена несколькими метрами. Итальянский концерн "Finmek-kanica" — один из лидеров в области создания и производства оптических приборов — заинтересовался новинкой, провел сравнительные испытания различных систем, признал неоспоримое превосходство белорусского изобретения и намерен наладить с обладателем патента самое тесное сотрудничество. При этом белорусские ученые видят перспективы дальнейшей модификации своей системы, которая вполне может сделать "прозрачными" даже плотные облака и пылевые тучи.
К приоритетам белорусских физиков относятся и исследования в области медицинских лазерных технологий. Их творческие находки защищены десятками патентов. Аппаратура, методики лечения и диагностики самых разных заболеваний используются в большинстве белорусских клиник и медиками многих стран. Например, не имеет аналогов разрабатываемая в Институте физики технология лазерной фотодинамической терапии рака кожи и некоторых других онкологических заболеваний, которая позволяет избирательно уничтожать пораженные клетки с помощью активных форм кислорода. В основе этой технологии лежит терапевтический комплекс, включающий не только лазерную установку и созданный отечественный медикаментозный препарат фотолон, но еще и прибор для контроля концентрации активного кислорода в клетках организма непосредственно во время лазерного воздействия. Используя такие средства, врач может точно дозировать излучение и добиваться высокого лечебного эффекта, который ранее был невозможен.
На континенте уже давно утвердился и авторитет белорусских разработчиков лидаров — лазерных локаторов для исследования атмосферы, в том числе на высотах, недоступных для авиации и метеорологических зондов. Созданные физиками лидарные станции, использующие сразу несколько длин волн, признаны в Европе эталонными, используются в европейской сети наблюдения за содержанием в атмосфере аэрозолей, пыли, вулканического пепла и промышленных выбросов. Отдельными блоками и целиком они поставляются в некоторые страны, и число таких заказчиков растет.
Многое из разработанного ученые изготавливают собственными силами или размещают заказы на предприятиях.
Особенно тесные партнерские связи при этом установились, например, с предприя-тием "Люзар", которое заключило с институтом лицензионное соглашение и не только производит создаваемую физиками лазерную медицинскую аппаратуру, но и занимается ее сервисным обслуживанием. Более того, "Люзар" вкладывает свои средства в научные исследования и разработки, и это значительно ускоряет традиционно долгий для нашей науки путь от возникновения идеи до ее реализации. Неплохо в последнее время развивается также взаимодействие с предприятиями "ЛЭМПТ", "Пеленг", "Планар", "Солар ЛС", где реализуются интересные разработки и есть перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Тем не менее потенциал сотрудничества, считают физики, в полной мере еще не раскрыт.
— К сожалению, традиционная особенность взаимоотношений всей нашей науки и производства — недостаточная инновационная инициатива как со стороны ученых, так и со стороны реального сектора экономики. Каждый занимается своей привычной работой: ученые выполняют научные исследования, производственники решают свои повседневные проблемы, — говорит Владимир Кабанов. — Отсутствует взаимовыгодное взаимодействие по доведению научных результатов до практического использования и коммерциализации. Но, если говорить о проблемах, связанных с защитой интеллектуальной собственности, то хотелось бы заострить внимание и на другом. Нам нужно вообще менять подход к патенту. Этот документ не самоцель. Он должен защищать производителя от того, чтобы кто-то другой не мог безвозмездно воспользоваться полученными результатами. Поэтому и интеллектуальная собственность, и продукция, произведенная на ее основе, являются предметом купли-продажи. И, если вы производитель, вам есть что продавать. А вот академический институт, не имеющий серьезной производственной базы, может чаще всего предложить купить у него только идею, зафиксированную в патенте. Однако при нашей традиции, закрепленной соответствующими правилами, по-детски наивно раскрывать в охранном документе все ключевые детали, никто покупать такой патент не будет, так как, немного видоизменив авторский замысел, легко реализовать его и без помощи автора. Поэтому в первую очередь следует устранить излишнюю открытость патентов, как это делается в других странах. И, кроме того, как уже говорилось, необходимо развивать производственные структуры науки, в том числе и занимающейся фундаментальными проблемами. Это жизненно необходимо, если мы всерьез намерены стать на путь инновационного развития.