Беглец с кровавыми пятнами на пиджаке
В прессе с новой силой разгорается интерес к опальной фигуре беглого казахстанского чиновника, экс-руководителя спецслужб, а ныне «отъявленного демократа» всей Центральной Азии — Рахата Алиева. Преследуемый властями своей страны за уголовные преступления, бывший зять главы государства нашел убежище в Вене. Европа приютила убийцу, который, благодаря близорукости австрийских властей, пытается уйти от ответственности.
Помогать людям, преследуемым за инакомыслие – дело чести, святая обязанность любого демократического сообщества. Если это инакомыслие не замешено на убийствах, а дорога благих намерений — не усыпана трупами. История с Рахатом Алиевым — живой пример того, что такие двойные стандарты и есть подтверждение афористическому высказыванию: о демократии главной проститутки Парижа. С поправкой на географию – Вены.
Бытует мнение, что европейская общественность могла бы простить беглому преступнику политические пятна на мундире, но никогда не поддержит беглеца, если на лацкане его пиджака — запекшаяся кровь. У Рахата Алиева на одежде осталось и то, и другое.
Под овечьей шкурой…
Возможно, кто-то возразит: дескать, беглец — действительно кристальной чистоты человек, а все остальное — наветы. Что он действительно демократ, а власти Казахстана просто-напросто желают разделаться со своим политическим оппонентом. Тем, кто верит в эти россказни, хотелось бы напомнить: Алиев — выходец из системы КГБ, послужившей основой для создания казахстанских спецслужб. Можно ли верить тому, будто экс-руководитель подобной структуры резко изменил своим жизненным принципам и стал реальным защитником прав человека, его демократических ценностей? Нет, на самом деле, образно говоря, под овечьей шкурой скрывался и скрывается волк-живодер.
Общественность же с легкостью доверяет бывшему силовику, хотя бывших в такой системе не бывает. И не желает верить объективным результатам расследования.
В 2008 году австрийские власти отказали официальной Астане в выдаче Алиева на том основании, что в деле превалировала политическая подоплека. Явных доказательств вины диссидента в инкриминируемых ему убийствах не было. Вот и трактовались все сомнения в пользу обвиняемого. Но сегодня по одному из эпизодов — в череде многочисленных обвинений — правоохранительным органам РК удалось собрать убедительные факты вины Алиева.
Следственные органы Казахстана, которым помогают эксперты из Европы, доказали, что именно этот человек и возглавляемая им преступная группа совершили в 2007 году убийство топ-менеджеров «Нур банка» Тимралиева и Хасенова. Доказано: банкиры были похищены с целью вымогательства имущества. Сначала их пытали, в том числе с помощью психотропных препаратов в алматинской резиденции Алиева. Затем вывезли в Ремизовское ущелье и убили. Тела были помещены в 200-литровые бочки с известью, где их и нашли совсем недавно.
В настоящее время по делу проведено более 20 экспертных исследований, допрошено более 30 свидетелей. Подтвердились не только показания очевидцев, но и биллинг сотовых переговоров Алиева и его подчиненного Кошляка. Добыты другие доказательства, неопровержимо уличающие факт убийства.
Сдвинуть с мертвой точки
Алиев, естественно, все отрицает. Пытаясь оправдаться, он выдвигает версии одну фантастичнее другой, вплоть до того, будто с банкирами разделались спецслужбы Казахстана. Но уже доказано, что информация, размещаемая Алиевым в сети, на самом деле имеет мало общего с действительностью. В частности, было проведено расследование со стороны шефа европейского отделения Интерпола доктора Роцелля из Германии, который нашел сфальсифицированными все представленные Алиевым материалы и документы.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил в связи с этим: «Теперь у австрийских властей нет аргументов, чтобы не выдать преступников и чтобы справедливость восторжествовала. Рахат Алиев в страхе, поэтому инициирует ложь, чтобы отвлечь общественность от убийства ими молодых людей, которое неопровержимо доказано, хочет снять с себя подозрения».
В словах Президента Казахстана сквозит некоторое недовольство позицией Австрии. И это понятно. В прошлом Вена с легкостью выдавала криминальных преступников. Например, из Австрии в Россию экстрадирован 32-летний Артур Асатрян.
Когда же в случае с Алиевым криминал пересекся с политикой, правосудие начало буксовать на все пять колес (включая запаску). В чем тут дело? Может быть, сыграли свою роль наворованные им миллионы? О рейдерских способностях господина Р.Алиева в Казахстане ходят легенды. А может быть, кое-кто подсказал о крапленой карте в его рукаве, — ведь в большой игре, разворачивающейся в Центральной Азии, важен каждый козырь?
Подобная политика чревата последствиями. Австрия с таким же успехом может выдать вид на жительство господину Каддафи или боевикам из Аль-Каиды. Ситуация равноценная. Чем отличается Алиев от вышеперечисленных персонажей? Может быть, только количеством погубленных жизней. Но это не может быть предметом для торга. Любое убийство должно быть наказуемо, неважно, идет ли счет на десятки или на сотни жизней.
Покрывать людей, обвиняемых в уголовных преступлениях, — не постулаты международной демократии. Славный город Вена – культурная столица Старого Света — может стать прибежищем убийц и воров, реализуя столь сомнительные принципы, прикрывая криминал под знаменем демократии, идя на поводу необъяснимых с точки зрения здравого смысла политических убеждений.
Поэтому сто раз правы адвокаты, отстаивающие позицию родственников погибших банкиров: дело Алиева пора сдвинуть с мертвой точки.
Несомненно, преступник Алиев и его четверо сообщников должны быть или выданы Казахстану, или подвергнуты суду в Австрии.