ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ ВАЛЬПУРГИЕВЫХ НОЧЕЙ

Источник материала:  
19.05.2011 — Новости Мира
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАСТИ ВАЛЬПУРГИЕВЫХ НОЧЕЙ

Заметки обозревателя
(Окончание. Начало в №19.)
Интересно, что первый президент Украины, а тогда секретарь ЦК КПУ по идеологии в дни четвертьвековой годовщины аварии в одном из интервью честно признался, что и он сам, и его украинские партийные коллеги всей трагичности происшедшего просто не понимали. А ведь Кравчук находился к месту катастрофы значительно ближе, чем белорусское руководство.
Исчерпывающей информацией (не сомневаюсь в этом) располагала Москва, но внятных сигналов ни из Кремля, ни со Старой площади в первые дни на места не поступало. Пытались, похоже, все по привычке спустить на тормозах, пока скандал не приобрел мирового характера.
Поэтому я вполне солидарен с нынешним президентом России, который в дни годовщины этого трагического события весьма резко отозвался о действиях советского руководства в апреле-мае 1996 года. Вот только не пойму, за какие тогда заслуги он наградил несколькими неделями раньше высшим орденом государства Российского (орденом Андрея Первозванного) М.С. Горбачева, возглавлявшего то самое сурово осужденное Медведевым «советское руководство»?
Справедливости ради надо признать, что когда первая растерянность прошла, руководство страны смогло наладить эффективную работу по ликвидации последствий аварии и, похоже, сделало все, что было в его силах..
Правда, потом стало ясно, что масштаб происшедшего в СССР поняли далеко не все. В этом я лично убедился на ХХVIII cъезде КПСС, когда наша делегация решила лишний раз напомнить о чернобыльской проблеме. Но понимания со стороны многих делегатов мы так и не нашли.
— Чего вы, как с писаной торбой, носитесь со своим Чернобылем? — искренне спрашивали нас делегаты из Свердловска. — Вы что, не слышали о Кыштымской катастрофе на Южном Урале в 1957 году?
— А вы знаете, как живут люди под Семипалатинском? — вторили им делегаты из Казахстана.
Естественно, мы не знали об этих событиях практически ничего…
Интересно также, что громче всех в нашей республике о проблемах последствий аварии на ЧАЭС говорили представители антагонистических общественных сил. С одной стороны, оппозиция (БНФ), а с другой — сама власть. Преследовали они, естественно, разные цели. Оппозиция стремилась дискредитировать власть, а совпартруководство республики пыталось добиться от союзного центра дополнительных средств на ликвидацию последствий. Своих целей, похоже, добились и те, и другие.

3. Никогда не говори «никогда»

Российский ученый Жорес Медведев (брат-близнец историка Роя Медведева) рассказал, как в 1997 году он поинтересовался у руководителей японского Атомного форума, почему они не приняли участия в дискуссии по Чернобылю в МАГАТЭ?
— Для нас это не актуально, — самонадеянно ответили ему, — у нас в Японии подобных аварий произойти не может.
Теперь же выяснилось, что может быть и похуже.
Несмотря на то, что аварии на Фукусиме присвоен такой же, как и чернобыльской, максимальный, 7-й по шкале INES, уровень опасности, многие специалисты утверждают, что масштабы этих ядерных катастроф несопоставимы. Дело в том, что на ЧАЭС взорвался один реактор, который «фонил» десять дней, накрыв радиоактивным облаком половину Европы. В Стране же восходящего солнца пострадало сразу три «ядерные топки» плюс четыре хранилища радиоактивных отходов. Это в 20 раз больше, чем в Чернобыле! И радиация продолжает выбрасываться в окружающую среду (в том числе в мировой океан) уже несколько месяцев.
Тем не менее, и японское руководство, и мировое сообщество, поставившие планету в 1986 году «на уши», ведут себя чисто по-горбачевски. СМИ рассказывют исключительно о героизме «ликвидаторов» и настаивают на том, что Фукусиму нельзя сравнивать с Чернобылем. Мол, в СССР все было связано с человеческим фактором, а в Японии роль сыграла стихия. Просто форсмажорные обстоятельства!
— Нет, авария — результат всех факторов, — утверждают некоторые эксперты. — И природного, и человеческого, и ошибок конструкторов.
Ради экономии средств дизель-генераторы, предназначенные для охлаждения реакторов, были построены у самой кромки моря, где во время цунами они не смогли противостоять волне-убийце. А хранилища радиоактивных отходов были размещены на крыше АЭС и не выдержали 9-бального землетрясения. Кроме того, японские власти умудрились отправить запасные генераторы автомобильным транспортом по разрушенным стихией дорогам. Прибыли они к месту назначения, когда самое страшное уже случилось.
Так что японский мирный атом оказался даже хуже советского.

* * *
Такие вот Вальпургивы страсти. Что же осталось в сухом остатке? Об убийстве внуков М.Каддафи человечество больше не вспоминает. В ликвидации Усамы бен Ладена сомневающихся стало больше. В Японии умер первый «ликвидатор». Я исключил из своего меню океаническую рыбу, красную икру, крабов и прочие морепродукты.

Виктор ЧИКИН
←Москвичи учатся танцевать у Медведева

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика