ДИВИДЕНДЫ МИМО КАССЫ?..

Источник материала:  
10.03.2011 — Новости Мира

ДИВИДЕНДЫ МИМО КАССЫ?..


Отрыв от реальности, отсутствие понимания сути происходящих процессов, очарование иллюзиями — ловушка для политиков. В Польше отдельные представители правящих кругов оказались заложниками таких разочарований, усугубленных трудно искореняемыми комплексами. И не только в отношении Беларуси…
Польша заявила о своих притязаниях на выход из государств-середнячков Европейского союза и о вхождении в клуб государств-лидеров. Амбиции — это прекрасно. Амбиции — двигатель прогресса. Однако в польском случае просматривается явное стремление прыгнуть выше своей головы, а желаемый результат часто выдается за уже достигнутый.
Варшава много сделала для того, чтобы приблизиться к уровню ведущих государств ЕС. Своим «фирменным знаком» в Евросоюзе Польша стремится сделать так называемую «восточную политику», заявив о себе как об «эксперте» в отношениях с восточными соседями — Беларусью, Украиной, Россией, Молдовой. Совместно со Швецией она инициировала программу «Восточное партнерство». По замыслу эта инициатива должна дать в руки Польши столь вожделенные инструменты влияния на восточных соседей. Должна была бы дать, но так и не дала! Фактически уже более двух лет конкретные действия подменяются декларациями.
Важным направлением польской внешней политики стало продвижение идеи о необходимости формирования механизмов европейской энергетической безопасности. Прежде всего имеется в виду уход от зависимости от российских поставок углеводородов. Определенный прогресс в этой сфере достигнут, но до полной уверенности в своей энергетической неуязвимости Европе по-прежнему далеко.
Польша предприняла очередные попытки реанимировать Веймарский треугольник и Вышеградскую группу, которые, по мнению Варшавы, служат дополнительными инструментами для повышения ее лидирующего статуса. Однако для лидерства в региональных структурах нужна долгая кропотливая работа. Одним саммитом вопрос не решишь.
Для подтверждения авторитета необходимо стремление выстраивать равноправные и взаимовыгодные отношения со странами-партнерами. Попытки навязать свои стандарты путем полулегального влияния на внутриполитические процессы у соседей вряд ли возымеют успех. Подтверждением тому служит тот факт, что до сих пор Польше так и не удалось доказать серьезность своих лидерских амбиций. Достаточно вспомнить о роли экс-президента Александра Квасьневского в разжигании так называемой «оранжевой революции» в Украине. Польша считает Квасьневского «отцом» демократических преобразований в соседней стране. Но в итоге всех революционных перипетий и последовавших за ними политических склок, захлестнувших Киев, новой администрации президента Виктора Януковича сегодня приходится пожинать плоды неутешительного наследия, оставшегося от предшественников.
Варшава претендует на роль страны-эксперта и по Беларуси. Минску периодически дают рекомендации. Нашу страну то и дело подталкивают к решениям, которые, по мнению польской стороны, могут привести белорусов к демократии и процветанию. При этом польские партнеры так и не удосужились выслушать и принять к сведению позицию официального Минска. За последние десять лет Польша неоднократно меняла политику в отношении восточной соседки. Например, действующее польское правительство прежде всего стараниями министра иностранных дел Радослова Сикорского умудрилось начиная с конца 2007 года несколько раз изменить вектор в контактах с Беларусью с изоляции на диалог и обратно. От таких колебаний может зарябить в глазах!
В чем причины «ветреной» переменчивости? Почему глава внешнеполитического ведомства Польши склонен так метаться при формировании внешнеполитического курса в отношениях с Беларусью?
С 2008 года Варшава взяла ориентацию на «условный диалог» с нашей страной. В этот же период в Беларуси активизировались процессы приватизации и привлечения иностранных инвесторов. Для неискушенного наблюдателя эти факторы не связаны друг с другом. Однако они не исключают наличия экономических интересов отдельных польских политиков. Отчего риторика Сикорского в отношении Беларуси заметно ужесточилась после того, как на повестку дня встали вопросы относительно инвестиций одной из крупнейших польских компаний в нашу страну?
Речь идет о строительстве тепловой электростанции. В свое время польская компания «Кульчик Холдинг» и РУП «Гродноэнерго» подписали соглашение о возведении Зельвенской угольной электростанции.
Документ предусматривал строительство в городском поселке Зельва объекта мощностью 920 МВт, а также трансграничной линии электропередачи напряжением 400 кВ с поставкой постоянного тока, соединяющей белорусскую электроподстанцию «Россь» с польской энергетической системой. Следующим шагом сотрудничества должно было стать создание в Беларуси совместных предприятий для непосредственной реализации указанных проектов. В качестве добавки к каменному углю на станции использовался бы торф, что активизировало бы развитие торфяной отрасли республики. Новый энергетический объект позволил бы не только в полной мере обеспечить потребность в электроэнергии Гродненской области, но и поставлять ее в другие регионы, в том числе на экспорт. Проект стоимостью около 1 млрд долларов планировалось реализовывать с привлечением иностранных кредитов, инвестиций польской компании «Кульчик Холдинг» и средств белорусской стороны.
Белорусское правительство рассматривало строительство Зельвенской ЭС наряду с АЭС, сетью ГЭС и некоторыми другими объектами как инструмент диверсификации источников энергии, призванный уменьшить зависимость от российского газа. Согласно стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденной постановлением Совмина от 9.08.2010 № 1180, возведение угольной стации должно было бы завершиться к 2015 году. Однако на сегодняшний день проект заморожен. Ввиду отсутствия конкретики с польской стороны, белорусские власти притормозили его реализацию. Это вызвало большое недовольство прежде всего со стороны польского министра иностранных дел, рассчитывавшего в том числе и на финансовые бонусы.
Так что предположение о наличии не только чисто политической заинтересованности министра Сикорского в белорусском вопросе возникает волей-неволей. Не отсюда ли проистекает желчное упрямство господина польского министра?
 

Виктория НЕЖДАНОВА
←Честная позиция. Польская партия “Славянский Союз” возражает против неморальных правил в отношении законно избранного Президента Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика