«ЖЕНСКАЯ» НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ
24.02.2011
—
Новости Мира
Помните у Ильфа и Петрова: «Статистика знает все». А далее следовал длиннющий список, что она знает. С одним-единственным исключением — «И одного она не знает. Не знает она, сколько в СССР стульев». Как хорошо, как замечательно писалось в старые добрые времена! Я уж не говорю о том, что для того, чтобы стать знаменитым и обеспеченным на всю жизнь писателем, тогда достаточно было написать всего одну книгу. А чтобы написать эту книгу, достаточно было раскрыть статистический справочник, добросовестно его переписать с шутливыми комментариями — и, пожалуйста, целая глава готова! А все почему? Все потому, что советской статистике можно было доверять, несмотря на все последующие издевательства товарища Эльдара Рязанова. Если она, например, не знала, сколько в СССР стульев, то так, честно и прямо, и заявляла об этом: «Данных не имеется».
А что сегодня, в эпоху суперкомпьютеров? Лучше стало, чем в те времена, когда механическим счетным машинкам накручивали хвостик, точно упрямому ослику Иа? Отнюдь… Вот в Америке изобрели очередной суперкомпьютер. Четыре года двадцать пять ученых создавали его в поте лица своего. И что с того? Мы больше узнали себя и окружающий нас мир? Может, все точно посчитали с помощью его быстродействующих «мозгов»? Пожалуй, наоборот, все еще больше запуталось, ведь львиную долю информации суперкомпьютер черпал… из Интернета. Вот и доверяй после такого современной статистике!
Впрочем, суперкомпьютер по имени «Ватсон» винить нечего. Он действительно супер! 3 тыс. процессоров, 16 терабайт (!) памяти, 200 млн страниц текста — все поместилось в его «голове». А как он смекалист! За одну секунду совершает 80 триллионов операций. Во сколько раз это больше тех 100 тысяч операций, на которые сподобился его предшественник «Дип Блю», обыгравший в 97 году Гарри Каспарова в шахматы, может посчитать только сам же «Ватсон». Но и так ясно — во много, хотя Каспарову мат поставить мог бы тогда уже и второклассник. Но не это считают своим главным достижением специалисты из IBM. Они подготовили «Ватсона» к суперигре, а точнее, телевикторине, где умники играют на деньги, — и выиграли! Для чего маловато было зазубрить все 200 млн страниц и вращать их по тысяче в миллисекунду, ибо в той викторине, в которой участвовал компьютер, вопросы задаются с подтекстом, а порой даже рассчитаны на ассоциации. Несколько раз «Ватсон» откровенно «завис», но все же обыграл двух вполне живых всезнаек, многократных победителей и рекордсменов. А это значит, у компьютера появилось ассоциативное мышление. То есть воображение! Мало того, он научился рисковать — просчитывал шансы своих человеческих соперников дать верный ответ и намеренно «помалкивал», поднимая ставки!
Впрочем, признается Джон Келли, вице-президент IBM, хотя «Ватсон» и различает человеческую речь, подыгрывает человеческим слабостям и даже учится воображению, «компьютерам до нас еще очень далеко!». Ну, конечно, ведь «Ватсон» не может унести с собой те 6 млн долларов, что выиграл, — тут люди на голову его выше. Впрочем, как знать, сохранится ли такое положение вещей, когда ученые создадут «Шерлока Холмса»?
И с воображением не все так просто. Тут, я думаю, у людей надолго сохранится преимущество. Одно дело — строить ассоциации, т.е. логические цепочки схожести или, наоборот, противоположности, опираясь на честно построенную фразу, и совсем другое — намеренно «пудрить» мозги! И тут «Ватсону» точно далеко до человеков: у него ведь нет мотива лгать… Хотя — кто знает?! Ведь появился же у него мотив рисковать, как во время недавней игры! А там где риск, там и до блефа недалеко. А значит, и до лжи!
Вот Берлускони рискнул заявить, что, мол, у него были тысячи любовниц, и теперь непонятно, ложь это была или нет… Впрочем, тут еще важно (на заметку компьютеру!), с какой интонацией произносится информация. Как-то певец Хулио Иглесиас-старший объявил, что, мол, за жизнь он имел секс с двумя тысячами женщин! Но тут же, спохватившись, пожаловался, что это был «один сплошной кошмар», и ничего, кроме сочувствия у женщин, а также здоровой мужской зависти, не снискал. Неизвестно, писали или нет ему письма с «братским приветом и пониманием» несчастные обладатели гаремов, а также короли зулусов, обладающие до девяти сотен наложниц, но то, что ему писали представительницы прекрасного пола с предложениями все зачеркнуть и начать сначала — в этом можно не сомневаться! Ведь женщины любят сочувствовать чужому горю, особенно если это сулит им некоторые личные выгоды.
А вот Сильвио произнес свое признание, фатовски смеясь! Да еще стал рекламировать себя как жениха, причем прямо на встрече с молодыми представительницами правящей партии «Вперед, Италия!», что, согласитесь, в подобных условиях можно было расценить двояко. И расценили — включили воображение. А также калькуляторы: стали делить годы, прожитые молодящимся Сильвио, на тысячи заявленных им любовниц. Получилось, как в старом писательском лозунге «Ни дня без строчки!» — и, кстати, очень далеко от «облико морале»!
Историю «про петушка и курочек» подхватила пресса, вернее, та ее часть, которая еще не принадлежит Берлускони. «Эль Паис» раскопала данные, что на своей вилле Сильвио как-то приютил одновременно 14 девиц. Очевидно, им было холодно, негде укрыться, ведь все они ходили исключительно в мини-бикини: фотографии прилагались. Тогда футболисты клуба «Милан», принадлежащего Сильвио, вздохнули облегченно: при таких обстоятельствах их просто невозможно было заподозрить ни в чем пикантном. Ищейки же политических противников Берлускони не знали устали и раскопали еще одну, самую свежую и самую развесистую «клубничку» — обвинение в связи с несовершеннолетней. Юная марокканка Карима Эль-Маруг, по кличке «Руби», на самом деле очень мила, соблазнительна и простодушна. Она признает, что посещала виллу Берлускони в составе «неофициальных делегаций», когда ей было еще только 17 лет, за что получила от него в первый же раз 7 тысяч евро. А потом Берлускони спас как-то Руби из лап полиции. По его словам, он вытащил из тюрьмы попавшуюся на обыкновенной краже красотку, «ибо хотел избежать дипломатического скандала». Он, видите ли, наивно полагал, что Руби — внучка Хосни Мубарака! Очевидно, именно поэтому и предпочитал ее приглашать к себе в неглиже…
Что ж, у Мубарака появился неплохой шанс эмигрировать в Италию. А у Берлускони — попасть в суд, где его будет ждать судейская коллегия из трех дам. А кто знает, что ждать от них?
Вадим Елфимов