СТРАСТИ ЕГИПЕТСКИЕ

Пока египтяне, воодушевленные революционным экстазом, осаждали правительственные здания, под шумок из Египетского музея в Каире исчезли ценные экспонаты. Среди похищенных предметов — позолоченная статуя фараона Тутанхамона и статуя Нефертити. Всего, согласно списку, украдено по меньшей мере 18 реликвий. Терять, так уж все сразу! После 18 дней волнений египтяне лишились не только президента, но и исторических раритетов! Президенты приходят и уходят. Вернутся ли в музей пропавшие ценности — большой вопрос. Скорее всего, нет.
Неожиданно «под раздачу» попала и вполне благополучная Италия. Страна была вынуждена ввести режим гуманитарной катастрофы из-за «нашествия» многотысячной армии беженцев из Туниса. «Совет министров объявил режим гуманитарной катастрофы в связи с наплывом выходцев из Северной Африки на юг территории страны. Это решение позволит органам, обеспечивающим общественную безопасность, незамедлительно принимать меры, необходимые для контроля этого явления и помощи гражданам, вынужденным бежать из стран Северной Африки», — говорится в заявлении итальянского правительства. Вот уж кто действительно достоин сожаления, так это итальянцы, непричастные к организации африканских мятежей, но по иронии судьбы вынужденные взять на себя бремя ответственности за события, происходящие в странах третьего мира.
Воцарилась хунта
Египетская оппозиция, несогласная с политикой теперь уже бывшего президента страны, ликует. В результате волнений и массовых беспорядков, охвативших египетские города, пришел конец тридцатилетнему правлению Хосни Мубарака. Как только он сложил с себя полномочия главы государства, протесты переросли в народные гулянья. А тем временем власть в стране перешла в руки военных.
Несмотря на почтенный возраст, 82-летний Мубарак цепко держался за власть. В своем последнем телеобращении к народу он выразил сожаление по поводу жертв и пообещал наказать виновных. Политик заявил о намерении внести изменения в ряд положений конституции и подтвердил решение не баллотироваться на сентябрьских президентских выборах. О добровольном сложении властных полномочий речи не шло. Единственной уступкой выглядела передача части полномочий вице-президенту Омару Сулейману. За собой Мубарак сохранял президентское кресло, а также право роспуска правительства и парламента.
Разгневанные манифестанты были готовы атаковать штаб-квартиру государственной телекомпании Nile TV, однако путь им преградили бронетранспортеры. (Ранее их функцию выполняли верблюды). Десятки тысяч оппозиционеров собралось и у президентского дворца. Военные и гвардейцы, охранявшие резиденцию, в происходящее не вмешивались.
О самом Мубараке тем временем поступали крайне противоречивые сведения. Одни источники сообщали, что он улетел из Каира, но не покинул Египет. Другие — что президент с семьей вылетел в Объединенные Арабские Эмираты. Последнюю новость, несмотря на отсутствие официальных подтверждений, манифестанты встретили танцами, посчитав, что бегство из столицы — это начало полной капитуляции Мубарака, которая завершится скорым отречением от власти. Что, собственно, в конечном итоге и произошло.
По приблизительным подсчетам, за время противостояния погибло около 300 человек, ранено более 5 тысяч. Во имя чего были принесены эти жертвы? Станет ли Египет свободнее после свержения Мубарака?
Пришедшие к власти военные отнюдь не ангелы в погонах. Армия в Египте — главный предприниматель, имеющий массу лицензий. Она владеет отелями, торгует стройматериалами. Трудно себе представить, что военная верхушка добровольно откажется от прелестей роскошной жизни. Теперь эксперты ожидают цепной реакции. Ведь и вице-президент, и другие высшие сановники тоже причастны к делам режима. Они его поддерживали и одобряли. Всем бывшим и действующим чиновникам из правительства Мубарака уже запрещен выезд из страны. Так что восторженные возгласы о том, что в Египте «победила революция», преждевременны. То, что имело место, называется проще — «военный переворот».
Запахло дымом и жасмином
Такого «всплеска буйства» в Тунисе, который всегда считался страной стабильной, благополучной и тесно связанной с Европой, никто не ожидал. Тунисскую «жасминовую революцию» спровоцировал акт самосожжения. В середине декабря 2010 года в городе Сиди-Бузид поджег себя Мухаммад Буази, мелкий торговец, которому полиция запретила продавать овощи до получения специального разрешения. Он умер от полученных ожогов в начале января.
После этого инцидента страну захлестнули массовые выступления людей, недовольных затянувшимся на 20 с лишним лет пребыванием у власти президента Зин эль-Абидина Бен Али. Тунисская молодежь сначала протестовала против низкого уровня жизни и безработицы, затем стала выдвигать и политические лозунги.
Беспорядки обернулись жертвами. В столкновениях с полицией, по некоторым данным, погибли до 219 человек, 510 получили ранения. В середине января президент покинул страну, после чего был отстранен от власти. Его обязанности временно взял на себя спикер парламента. В стране было сформировано временное правительство национального единства. В конце месяца власти Туниса потребовали ареста Бен Али. Ряд членов семьи бывшего президента были арестованы, другим удалось бежать за границу.
Между тем жители продолжают митинговать, требуя отставки всех соратников свергнутого президента. Временное правительство запретило деятельность бывшей правящей партии. Одновременно новые власти страны разрешили все запрещенные прежде политические партии и объявили амнистию политзаключенным. Однако спокойствия предпринятые меры не добавили.
Пример заразителен
Обещание президента Йемена Али Абдуллы Салеха отказаться от участия в следующих выборах удовлетворило далеко не всех граждан этой страны, расположенной на юге Аравийского полуострова. Толпа жителей столицы Саны вышла на улицы, чтобы принять участие в так называемом дне гнева.
Около 20 тысяч йеменцев собрались возле столичного университета. Они прошли от Университета Саны до площади Аль-Сабиин, неподалеку от президентского дворца. Полицейские растянули колючую проволоку, чтобы не пропустить демонстрантов к дворцу. Многие из протестующих требовали немедленной отставки президента, правящего с 1978 года, хотя основным лозунгом был призыв образовать правительство, которое могло бы победить в Йемене бедность.
«Сначала Тунис, потом Египет, а теперь Йемен», — скандировала многотысячная толпа. Это означает, что оппозиция отказалась от диалога с президентом, который пообещал не только не баллотироваться на следующий срок, но и не выставлять на выборы своего сына, который неофициально считался будущим преемником Салеха.
Акции протеста в Йемене начались практически сразу после получения известий о победе «жасминовой революции» в Тунисе, где был свергнут президент Бен Али. Жителей этой страны воодушевили новости о том, что антиправительственные демонстрации одновременно начались в Египте, Иордании, Алжире и Судане.
Мятежный генерал
В Южном Судане по меньшей мере 140 человек погибли в столкновениях военных с повстанцами. В числе убитых — 55 мирных жителей. Кроме того, погибли 30 повстанцев и 20 солдат правительственных войск. Мятежники под предводительством генерала Джорджа Атора атаковали города Фангак и Дор. Сам генерал объяснил свои действия тем, что в апреле 2009 года в результате подтасовки результатов выборов он якобы лишился должности губернатора провинции Джонглий. Ранее сторонники генерала инициировали столкновения с армией Южного Судана в соседней провинции.
Незадолго до волнений президент Судана Омар Хасан Ахмед аль-Башир объявил официальные результаты проведенного в январе референдума, согласно которому 98,83 процента жителей юга страны высказались за независимость. Днем образования нового государства должно стать 9 июля. Правительство Южного Судана утверждало, что центральное правительство страны использует Джорджа Атора, чтобы сорвать референдум о независимости, но официальный Хартум отрицал это.
До поры до времени
Синдром цветных революций перекинулся на Алжир. На улицах столицы Алжира продолжаются столкновения протестующей молодежи с отрядами полиции. Более 20 тысяч полицейских были мобилизованы для охраны порядка и предотвращения беспорядков. Демонстранты требуют смены правящего режима. Полицейские и бойцы спецназа стянуты к ключевым артериям столицы. Все въезды в город перекрыты усиленными блокпостами, взяты под охрану правительственные учреждения.
Информации о пострадавших пока нет, но это до поры до времени. Наиболее агрессивные демонстранты арестованы. Алжирская полиция пресекла проведение в столице страны митинга оппозиции в поддержку египетского народа после состоявшейся отставки президента Хосни Мубарака. Однако алжирское «Национальное объединение за перемены и демократию», в которое входят оппозиционные движения и активисты общественных структур, не оставляет своих планов провести большую манифестацию с требованием «смены правящего режима».