ЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
13.01.2011
—
Новости Мира
В начале наступившего года все выпуски «7 дней» попадают на праздничные дни. Вот и сегодня у нас (и ни у кого больше на свете!) Старый Новый год. С чем вас и поздравляю от всей души! А главное, желаю старого нового счастья!
Почему старого нового? Да потому что оно всегда лучше, нежели совсем уж новое. Нет, новое, может, и привлекательно, зато со старым, хорошо проверенным в боях и невзгодах, как-то спокойнее. Пусть уж оно чуть-чуть подновится, наберется, так сказать, новых веяний и начинает заново — как в старые добрые времена…
«А как же молодые? — спросите вы. — Те, у которых нет старых добрых времен по той простой причине, что они еще их не накопили?». Что ж, пусть учатся у нас, менее молодых, но поднакопивших житейского опыта. Знающих, что почем. Не это ли называется здоровым консерватизмом? Жаль только, что здоровый консерватизм начинается тогда, когда на излишества и эксперименты здоровья уже не хватает. Во всяком случае, именно так считает моя высоконравственная теща, которая, живи она где-нибудь в Канаде, давно бы уже вступила в партию «прогрессивных консерваторов». Но поскольку живет она в нашей стране, а у нас такой партии нет, то весь свой назидательный пыл теща обрушивает на мою голову. За что лично я ей очень благодарен, ибо имею счастье чувствовать себя очень молодым.
Впрочем, не думайте, что прошлого, пусть и слегка подновленного, ищут одни лишь пожилые люди. Напротив, этим заняты буквально все жители нашей планеты, от мала до велика, от Южной Америки до Европы! И в наступившем 2011 году они хотят увидеть черты, напоминающие им что-то хорошее. А что же можно вспомнить, как не то, что уже было? Вот, например, что было до кризиса? Правильно: была высокая покупательная способность населения. Люди покупали много безделушек, подарков и вообще бесполезных вещей как раз на рождественских распродажах. Более того, очень богатые не стеснялись тратиться и на предметы роскоши. А самые умные уже в январе, только-только выбравшись из-под наряженной елки, начинали задумываться о том, как же они проведут свой отдых жарким летом! Одним словом, мудрые и наиболее успешные люди издавна мыслят и действуют в соответствии с русской поговоркой: «Готовь сани летом, а телегу — зимой». Молодые же говорят иначе: «Готовь шубу летом, а стринги — зимой»… Впрочем, от перемены слов суть не меняется!
И вот, уловив эту тонкую, но логическую взаимосвязь, корреспондент экономического отдела одной из британской газет отправился с секретной миссией на первую же в 2011-м году распродажу роскоши, которая, естественно, состоялась в Лондоне. Он получил задание: точно определить, закончился мировой кризис или еще нет, а потому решил собственными глазами посмотреть, как распродаются (и распродаются ли вообще) самые помпезные «телеги» и «стринги» современных нуворишей. То есть морские яхты и катера. И что же он увидел? Да его чуть с ног не сшибли разгоряченные покупатели! А одна миловидная миллионерша сочла длинноволосого, худощавого корреспондента неопределенных лет за подарок от фирмы-продавца, что доставляется в придачу к яхте, и чуть не уволокла отца троих детей в кругосветное путешествие… Вырвавшись из цепких рук прожигательницы жизни и уже предчувствуя сенсацию нового года, корреспондент стремительно взобрался на палубу самой длинной яхты, где и осведомился о ее стоимости. Клерк-продавец промолчал — лишь глянул с укоризной. А затем вдруг поведал легенду, как один друг Онассиса посетил миллиардера на его новенькой, только что купленной яхте и задал все тот же сакраментальный вопрос: «Сколько она стоит?».
— И каков же был ответ греческого богача? — спросил сам себя клерк, причем так, будто он и был в настоящий момент Онассисом.
— Каков?.. — захлопал ресницами корреспондент.
— Если вы спрашиваете о цене этой яхты, друг мой, значит, она вам не по карману...
Впрочем, в кое-каких цифрах журналисту все же удалось разобраться. Яхты покороче (от 6 миллионов фунтов стерлингов) и до 40 метров, т.е. до 12 миллионов фунтов, разлетались, как горячие пирожки. А дальше яхты раскупали, и вправду, не спрашивая цены. И вот на следующий день со страниц британских газет уже гремела сенсация: «Ура! Кризис наконец-то закончился!». А вы еще спрашиваете, почему это я вам пожелал старого нового счастья!
Возвращение покупательной способности почувствовали и в низших слоях европейского единого общества. По оценкам французских, британских и немецких торговцев в этом году рождественские распродажи резко подскочили — в 3-4 раза, т.е. вернулись к тому, что было три года назад, до кризиса. Неизвестно, что происходит по окраинам Евросоюза, но топки его экономических «локомотивов» явно уже вновь пыхтят, а значит, и сами «локомотивы» стоят «под парами», и это радует. Ибо нечто подобное декабрь показал и в Америке: видимо, процесс выздоровления глобализируется. Наконец-то мы станем пожинать плоды глобализации!
Хотя, конечно, нельзя утверждать: дескать, буквально все вернулось на круги своя. Кое-какая модернизация европейского общества все же произошла. По свидетельству беспристрастной торговой статистики, за предрождественскую неделю европейцы в супермаркетах не только купили много, но… и украли немало. А точнее, на сумму около 5,5 млрд евро! Именно столько прошло мимо кассы, и это, между прочим, рекорд магазинного воровства за все предыдущее десятилетие. Уроки последнего кризиса не проходят все-таки даром! Интересно, как распределилась данная «статистика», так сказать, по «шестерням» торгового механизма? 50% было уворовано собственно покупателями, вернее, полупокупателями; 30% — самими сотрудниками торговых учреждений, что не удивительно; 2% умыкнули и вовсе поставщики, что все-таки удивляет: неужели им мало их гигантской доли посредника? Прозорливый читатель наверняка уже все подсчитал и даже сформулировал в уме «каверзный» вопрос: а куда пропали еще 18%?
«Разве может снова пропасть то, что один раз и так уже пропало?» — в свою очередь спрошу его я. И добавлю: «Не волнуйтесь за продавцов: они наивно думают, что эти 18% просто «потерялись» где-то в глубинах их же супермаркетов. А посему с чистой совестью «попросят» покупателей возместить им убытки. Просто подняв цены на сохранившийся товар. И при этом не обязательно ограничатся заявленными восемнадцатью процентами»…
Так что в супермаркете оба должны смотреть в оба: и продавец, и покупатель!
Вадим Елфимов