ПЛОДЫ СОГЛАСИЯ
Учитывая нынешний уровень конфликтности между отдельными государствами — членами ОБСЕ, прошедший 1—2 декабря в Астане саммит организации можно считать успешным уже потому, что он все-таки состоялся (впервые за 11 лет), а его участники смогли прийти к консенсусу относительно итоговой декларации. Многие государства уже выразили разочарование итогами мероприятия, но были и те, кто не остался внакладе. Среди них — Беларусь.
Надо отдать должное казахстанской дипломатии: Астана таки сумела под занавес своего председательства в ОБСЕ собрать за одним столом представителей 56 государств-членов, для того чтобы после затянувшейся паузы обсудить проблемы «Европы без разделительных линий» с участием всех заинтересованных игроков. Среди руководителей делегаций было 38 первых лиц государств, включая канцлера ФРГ Ангелу Меркель, президента России Дмитрия Медведева, премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Беларусь подошла к саммиту максимально ответственно — делегацию страны в Астане возглавил Президент Александр Лукашенко.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе переживает сейчас не лучшие времена. Когда-то ее формат позволил наладить продуктивный диалог между европейскими странами, принадлежащими к разным военно-политическим блокам — НАТО и Организации Варшавского договора, способствовал разрядке напряженности в условиях «холодной войны». «Холодная война» вроде бы осталась в прошлом, но теплой нынешнюю атмосферу в вопросах европейской безопасности тоже не назовешь. Адаптированный к новым реалиям Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) так и не был ратифицирован рядом стран, аргументирующих это тем, что Россия не выполнила решение Стамбульского саммита ОБСЕ (1999 года) о выводе своих войск из Приднестровья. Москва в свою очередь объявила о моратории на выполнение условий ДОВСЕ. Российская инициатива о панъевропейском договоре безопасности пробуксовывает, а намерение стран НАТО развернуть в Европе систему противоракетной обороны вызывает категорическое неприятие в Москве. К двум замороженным военным конфликтам на пространстве ОБСЕ (в Приднестровье и Нагорном Карабахе) с 2008 года прибавилась проблема Абхазии и Южной Осетии. Напряженной остается обстановка в Кыргызстане, где за апрельским государственным переворотом последовали кровавые межэтнические столкновения.
В отсутствие успехов в разрешении этих ключевых проблем структуры ОБСЕ львиную долю энергии и ресурсов направляют на проблематику так называемой третьей корзины (права человека, выборы, свобода СМИ и другие гуманитарные вопросы). Причем происходит это всегда по одному и тому же сценарию, когда критические взгляды структур ОБСЕ стабильно устремляются в восточном направлении и никогда — в западном, что вызывает на Востоке закономерную реакцию. При этом права человека рассматриваются выборочно — тематика выборов и СМИ почему-то волнует функционеров ОБСЕ гораздо больше, чем соблюдение прав граждан на труд, на образование, на охрану здоровья или благоприятную окружающую среду.
Политики и эксперты все более скептически относятся к возможности ОБСЕ быть эффективным инструментом европейской безопасности. Но уникальность этой площадки заключается в том, что она собирает за одним столом страны ЕС и СНГ, НАТО и ОДКБ. Поэтому рациональнее будет не отбрасывать этот инструментарий, а попытаться его модернизировать.
В своем выступлении на саммите Президент Беларуси предложил свое видение основных направлений такой модернизации. Александр Лукашенко подчеркнул, что реальным вкладом в европейскую безопасность было бы предоставление ядерными государствами — участниками ОБСЕ неядерным странам — участницам «безусловных и недвусмысленных гарантий безопасности, суверенитета и территориальной целостности». При этом большая часть стратегических вызовов перед странами сегодня касается экономико-экологической и энергетической безопасности. В этой связи глава белорусского государства предлагает разработать и утвердить ключевые принципы сотрудничества в сфере энергобезопасности, которые бы приводили к общему знаменателю интересы производителей, транзитеров и потребителей.
В своем выступлении Александр Лукашенко затронул также выборную тематику. По его мнению, ОБСЕ необходимо выработать универсальные стандарты оценки выборов. «Стандарты выборов, о которых говорится представителями и чиновниками ОБСЕ, к сожалению, у нас отсутствуют. Но ссылка постоянно на эти стандарты. Поэтому сегодня надо выработать стандарты выборов, и они должны быть универсальными», — заявил Президент.
Александр Лукашенко также подчеркнул, что одним из приоритетов в сфере прав человека является вопрос свободы передвижения. Он напомнил, что именно с этой темы фактически началась ОБСЕ. «В свое время в Хельсинки, Мадриде мы все вместе добровольно приняли на себя вполне недвусмысленные обязательства по упрощению межличностных контактов и свободы передвижения, — сказал белорусский лидер. — Однако ситуация гораздо хуже, чем 11 лет назад. Забюрократизированные, а порой и откровенно унижающие человеческое достоинство процедуры получения виз, их несоразмерная стоимость являются существенной преградой для свободного передвижения и контактов между гражданами наших стран. Контактов, которые, как ничто другое, способствуют росту взаимопонимания и доверия».
Среди ключевых приоритетов организации в гуманитарной сфере должно оставаться противодействие торговле людьми — один из важнейших аспектов защиты реальных прав человека, считает глава белорусского государства. Инициативы Беларуси по этому вопросу в ООН хорошо известны. По словам Александра Лукашенко, ОБСЕ, располагая довольно серьезным экспертным и организационным потенциалом, могла бы внести более существенный вклад в реализацию Глобального плана действий ООН в этой области.
«Беларусь не на словах, а на деле работает над тем, чтобы усилить практический багаж безопасности и соблюдения интересов граждан наших государств — от ядерного нераспространения до защиты гуманитарных прав. Мы готовы и далее объединять свои усилия на этих направлениях со всеми партнерами в ОБСЕ», — резюмировал белорусский лидер.
Фактически Президент Беларуси предложил коллегам заняться устранением причин, порождающих дефицит безопасности в современном мире. Именно отсутствие безусловных и недвусмысленных гарантий безопасности, суверенитета и территориальной целостности со стороны ядерных держав сегодня подталкивает многие государства мира к тому, чтобы обзавестись собственным супероружием. С другой стороны, экономическое давление и энергетический шантаж со стороны отдельных государств сегодня представляют не меньшую угрозу для суверенитета соседей, чем военная мощь.
Некоторые из идей, высказанных белорусским Президентом, нашли отражение в итоговой декларации саммита в Астане. В частности, это касается необходимости укрепления в рамках ОБСЕ диалога по энергетической безопасности и достижения единства государств — членов в противостоянии транснациональным угрозам, в том числе незаконной миграции, распространению оружия массового поражения, наркотрафику и торговле людьми. Однако разногласия среди участников не только заставили сгладить формулировки некоторых острых вопросов в декларации, но и не позволили принять план конкретных действий по ее воплощению в жизнь. США и ЕС выразили в этой связи свое разочарование.
Но это не помешало участникам предпринимать конструктивные шаги на двусторонней основе. Готовность к ним впервые за долгие годы сблизила позиции Беларуси и США. Глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов и госсекретарь США Хиллари Клинтон провели успешные переговоры и выступили с совместным заявлением. Соединенные Штаты и Беларусь подтвердили свое представление о мире без ядерного оружия и обязались работать вместе для предотвращения ядерного распространения. Хиллари Клинтон признала историческое решение Беларуси об отказе от своего ядерного оружия, принятое в 1994 году, в качестве значительного вклада в дело ядерного разоружения и вновь подтвердила гарантии безопасности Беларуси, зафиксированные в Будапештском меморандуме от 5 декабря 1994 года.
Сергей Мартынов и Хиллари Клинтон также обязались укреплять глобальное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии в соответствии с международными стандартами и иными дополнительными двусторонними договоренностями, которые могут быть заключены между Беларусью и США. Беларусь объявила о намерении диверсифицировать свое энергетическое обеспечение путем строительства АЭС. «США поддерживают эту деятельность, которая включает в себя состязательный процесс проектирования и строительства надежной и безопасной станции, действующей в соответствии с гарантиями МАГАТЭ. США поддерживают усилия Беларуси по возможно скорейшей реализации этого коммерческого проекта», — отмечается в заявлении.
Министр иностранных дел Беларуси объявил о том, что республика приняла решение о ликвидации всех своих запасов высокообогащенного урана и намеревается осуществить это к следующему саммиту по ядерной безопасности в 2012 году. Соединенные Штаты намерены предоставить техническую и финансовую помощь для возможно скорейшего осуществления этих мер. Госсекретарь США одобрительно отметила решение Беларуси как знак прогресса в деятельности по усилению ядерной безопасности и ядерного нераспространения и приветствовала намерение Республики Корея пригласить Беларусь для участия в саммите по ядерной безопасности в 2012 году.
«Я хочу публично поблагодарить Беларусь за решение отказаться от обладания запасами высокообогащенного урана. Это очень существенный и важный шаг, предпринятый Беларусью», — отметила Хиллари Клинтон.
Таким образом, можно говорить о настоящем прорыве в белорусско-американских отношениях. США впервые за последние годы публично подтвердили свои гарантии безопасности и суверенитета Беларуси, данные в 1994 году, и продемонстрировали готовность к практической поддержке нашей страны в обеспечении энергобезопасности путем строительства АЭС. О серьезности этого заявления говорит реакция на него литовских экспертов, которые теперь опасаются трудностей с привлечением инвестора к постройке АЭС в Висагинасе.
Проекты в области энергобезопасности были и в центре внимания двусторонних встреч Александра Лукашенко в Астане: с президентами Украины, Азербайджана и Казахстана. Виктор Янукович воспользовался случаем, чтобы высказать поддержку белорусскому коллеге накануне выборов: «Нам приятно, что у нашего соседа так развивается экономика, промышленность. Я так понимаю, что это слагаемые большой работы на протяжении многих лет». «Украинцы за вас будут переживать не меньше, чем ваши друзья в Беларуси», — отметил Президент Украины.
Глава белорусского МИД обсудил энергетическое взаимодействие со своими коллегами из Латвии и Кореи. Весь комплекс двусторонних отношений был рассмотрен на встрече с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским. Также Сергей Мартынов провел встречи с министрами иностранных дел Египта, Греции, представителем ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми, обсудил с коллегами из стран ОДКБ документы, связанные с предстоящим саммитом этой организации.
В целом есть все основания говорить о том, что, хотя саммит ОБСЕ в Астане не стал прорывным в решении застарелых проблем европейской безопасности, белорусская дипломатия на нем была эффективной и принесла нашей стране конкретные внешнеполитические дивиденды.