40 лет "Гринпис": "зеленые воины" или бюрократы?

Источник материала:  
17.10.2010 09:12 — Новости Мира
16 октября 1970 года в Ванкувере состоялся благотворительный концерт, организованный американским экологом Ирвингом Стоу. Стоу протестовал против испытаний атомной бомбы у берегов Аляски, и план его был прост. На собранные деньги он планировал отправиться с несколькими друзьями на остров Амчитка, где должен был произойти взрыв, и своим присутствием помешать проведению испытаний.

Затея не удалась, однако именно с этого времени ведет отсчет своей истории крупнейшая экологическая организация мира, названная в честь корабля, на котором 11 экологов отправились в путь – "Гринпис", или "зеленый мир", которая, таким образом, празднует свое 40-летие.

Образ бесстрашных экологов, пустившихся в бурное море, до сих пор активно используется "Гринпис". В рекламном ролике Rainbow Warrier ("Воин радуги") на корабле, отважно борющемся со штормом, один из активистов довольно натуралистично страдает от морской болезни.

Девиз рекламной кампании можно перевести как "Чтобы вступить в наши ряды, вам необязательно быть с нами" – имеется в виду, что людям, неравнодушным к проблемам окружающей среды, вовсе необязательно самостоятельно выходить в море или тушить лесные пожары. Достаточно сделать пожертвование – и с вашей помощью активисты "Гринпис" займутся спасением природы от вашего лица.

Мятежный капитан

Один из основателей "Гринпис" Пол Уотсон, ныне покинувший ее ряды, говорит, что ушел, в том числе, именно по этой причине: из общества охраны природы "Гринпис" превратился в организацию, куда люди вступают просто для того, чтобы избавиться от угрызений совести за то, что они загрязняют свою планету.

"Проблема "Гринпис" заключается в том, что власть в организации захватили бюрократы, юристы и экономисты, - утверждает Уотсон. - Из тех людей, которые стояли у истоков "Гринписа", не осталось никого. Он создавался как организация прямого действия, мы защищали природу, в прямом смысле слова". "Гринпис" не имел никакого отношения к политическому лобби, мы не занимались организацией митингов или давлением на политиков. Мы выходили в море и делали свое дело", - говорит капитан.

В 1979 году, рассказывает Уотсон, он был одним из восьми основателей международной организации Greenpeace international. По поводу того, что случилось дальше, версии расходятся.

Официальный "Гринпис" называет Пола Уотсона экологическим экстремистом и говорит, что лишил его членства за излишне радикальные взгляды и неподобающие методы борьбы – например, забрасывание китобойных судов бутылками с кислотой. Сам капитан утверждает, что самостоятельно покинул организацию по идейным соображениям, и обвиняет своих бывших соратиков в фальсификациях.

"Гринпис" собирает примерно 30 млн долларов в год на борьбу с китобойным промыслом в Антарктике - а в саму Антарктику они даже носа не суют! - возмущается Уотсон. - При этом они пытаются убедить людей, что они там постоянно присутствуют, и даже выкладывают постановочное видео, как их суда якобы мешают японским китобоям, хотя этим занимаются только мои корабли, а "Гринпис" этого не делает уже много лет".

Теперь цель "Гринписа", говорит Уотсон, - это поддержание работы самой организации. Сотрудников переполняет сознание важности того, что они делают, при том что занимаются они исключительно бумажной волокитой.

Для лоббирования, настаивает капитан, существуют другие организации и институты. И то, что "Гринпис" стал одним из них, уничтожило его главную функцию - защиту природы от варваров. Организация стала просто красивой ширмой для сбора денег, говорит он, при этом от 70 до 80% всех пожертвований тратится на поддержание работы самой огромной бюрократической машины.

Свидетели наступления на природу

Медиа-директор российского отделений "Гринпис" Полина Малышева с такой позицией категорически не согласна. Она утверждает, что экологи вовсе не ограничиваются перекладыванием бумажек, а предпринимают конкретные действия. Например, когда этим летом в России бушевали лесные пожары, "Гринпис" принимал самое непосредственное участие в их тушении.

Одно из главных направлений работы организации, - рассказывает Малышева, - это образовательная работа. Однако "Гринпис" не только обучает добровольных пожарных, этим летом экологи организовали несколько выездов на территории, которые у просили помощи в тушении огня - прежде всего, особо охраняемые нацпарки и заповедники.

"Наш протест действием, - говорит она, – это когда "Гринпис" появляется на месте экологического преступления и либо протестует, либо предпринимает какие-то усилия на месте".

Один из главных принципов организации, подчеркивает Малышева, - это ненасилие, поэтому методы капитана Уотсона для экологов неприемлемы. Их задача – привлечь внимание общества к реальным экологическим проблемам. Найти научные данные, перевести их с языка науки на простой язык, понятный обывателю, поднять общественный протест, выступить свидетелем наступления человека на природу.

Мятежный капитан, в свою очередь, поднимает участников акций протестов на смех.

"Мне кажется, что мир подустал от демонстрантов с баннерами, - говорит он. - По-моему, "выступать свидетелями" – это такой красивый эвфемизм трусости. Вы же не пройдете мимо, если увидите, как на улице избивают женщину. Вы не пройдете мимо, если увидите, как кто-то мучает котенка или щенка, или пристает к ребенку. Мне кажется, что если кто-то смотрит, как убивают китов, и ограничивается тем, что вывешивает баннер, то он просто трус".

Реальные дела: Байкал, Сочи и другие

Защищать природу нужно законным путем, настаивают гринписовцы. Привлечение внимания к проблеме и организация протестных акций тоже приносят свои плоды. Одним из своих главных достижений, например, российский "Гринпис" считает спасение Байкала, а именно - перенос трубы нефтепровода, которая должна была пройти прямо по берегу озера.

Россияне хорошо помнят, как в 2006 году Владимир Путин в прямом эфире синим маркером нарисовал на карте, как должна пройти труба "Транснефти". Однако, по словам Малышевой, своим спасением Байкал обязан именно "Гринпису".

"А вы как думаете, как он принял это решение? - говорит медиа-директор "Гринпис - Россия". - Встал утром и решил повернуть нефтепровод своей любимой компании? Да нет, конечно! Именно потому что была волна общественного протеста внутри страны".

"Да, экологов мало, по несколько сотен человек в каждом городе, но волна поднялась, - с гордостью рассказывает она, - и эта волна дошла до иностранной прессы, и ЮНЕСКО писала письма на его имя... Тут несколько лет работы нашей ушло".

Примерно то же самое, по словам Малышевой, произошло с олимпийскими объектами, которые решением того же Путина были вынесены за буферную зону национального парка. Правда, к сожалению, к этому моменту природе Кавказа уже был нанесен значительный ущерб.

Еще одна победа российского "Гринписа" - отмена проекта строительства мусоросжигательных заводов вокруг Москвы. В российской столице уже работает три таких завода, и власти намеревались построить еще шесть. "Гринпис" развернул широкую кампанию, собрал более 100 тысяч подписей - и проект свернули.

"Информационные террористы"

Правда, говорит Полина Малышева, иногда для того, чтобы привлечь внимание людей к какой-то проблеме, их приходится сначала напугать.

"Общественные организации очень часто этим пользуются: испугать, сгустить краски, - признает она. - Но с другой стороны, люди живут своей жизнью, они заняты совершенно другими делами. Чтобы обратить их внимание на себя, надо что-то такое сказать, что человек задумается, остановится. К сожалению, очень часто люди внимание обращают, когда ты что-то говоришь им пугающее".

Именно это является одной из основных претензий к "Гринпису" еще одного основателя организации, Патрика Мура. Он называет экологов "информационными террористами" и говорит, что они намеренно сгущают краски и играют на страхе людей.

"В основе "Гринпис" кампаний лежат выдумки, они дурачат людей! - утверждает Мур. - Например, война с генетически модифицированными продуктами: она ведь базируется на сплошных суевериях. "Не открывайте зонт в помещении", "не проходите под лестницей" или "не пересекайте дорогу черной кошке" - это предупреждения примерно того же уровня, что "не покупайте товары с ГМО".

"И ведь при этом миллионы людей боятся ГМО, - недоумевает доктор Мур, - хотя нет никаких доказательств того, что они приносят хоть какой-либо вред".

Чужой среди своих

Патрик Мур был участником самой первой экспедиции экологов - той самой, на шхуне "Гринпис". Более того, по его словам, именно он предложил сменить первоначальное имя организации Don't Make a Wave ("Не гони волну") на более благозвучное Greenpeace Foundation.

Еще несколько лет назад имя Патрика Мура значилось на сайте "Гринпис" в списке основателей и первых членов организации начала 1970-х, причем 15 лет он проработал в совете директоров – больше, чем кто-либо из первой команды.

Однако сейчас Мур является одним из самых заметных критиков "Гринпис", а руководство организации, в свою очередь, официально исключает его из списка своих основателей, заявляя, что доктор Мур сильно преувеличивает свою роль в создании "Гринписа". По словам Полины Малышевой, "Патрик Мур не был никогда отцом-основателем, а примазывается к этим прекрасным людям".

По словам Патрика Мура, первые признаки того, что "Гринпис" движется в неправильном направлении, появились еще в 1985 году.

"Внезапно я обнаружил, что я - единственный из директоров "Гринпис", имеющий профильное образование и занимающийся наукой, - вспоминает доктор Мур. - Никто из моих коллег не обладал научной степенью в хоть сколько-нибудь близкой области. Это были политические деятели, какие-то публичные фигуры, экологические карьеристы".

"Интеллектуальное средневековье"

Сейчас Патрик Мур возглавляет другую экологическую организацию под названием Greenspirit ("Зеленый дух"), и активно участвует в экологических конференциях по всему миру. Впрочем, человека его взглядов среди экологов встретишь нечасто: Мур является ярым сторонником развития атомной энергетики и одним из самых известных скептиков в отношении теории глобального изменения климата.

Апокалиптические сценарии, которыми ежедневно угрожают нам экологи, не имеют под собой научных оснований, заявляет он. И обещает бороться с "информационными террористами" с помощью науки и здравого смысла.

"Интеллектуальное средневековье может наступить в любой момент, - предупреждает Мур. - Когда в людях возобладают страх и суеверие. Поэтому нужно строго придерживаться правды, следовать логике в тех вопросах, которые так активно сегодня обсуждаются. Например, изменение климата, где преобладают жуткие сценарии типа "мы все скоро умрем". Молодежь спрашивает меня, сколько еще осталось Земле, так словно Земля погибнет еще при их жизни".

"Вселять в сердца молодежи ощущение неотвратимо надвигающейся катастрофы, не давать им надежды – это ужасно, и я буду бороться с этим, пока я жив", - заявляет он.

То, что ранние гранписовцы Пол Уотсон и Патрик Мур сейчас выдвигают организации ровно противоположные претензии - один обвиняет ее в слишком активной, а другой в слишком пассивной позиции - медиа-директор "Гринпис - Россия" Полина Малышева считает лишним доказательством того, что организация идет по верному пути.

"Я думаю, что, если кто-то критикует "Гринпис", значит, "Гринпис" заметен. Значит, "Гринпис" эффективен, значит, это не какая-то мелкая сошка, которая непонятно чем занимается, - заключает она - Ясно, что "Гринпис" стал явлением – явлением, которое, обсуждают, и в том числе высказывают полярные точки зрения".
 

←Меркель: Мы не рады мигрантам, которые не могут говорить на немецком

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика