ИЗ БЕССАРАБИИ ЦЫГАН КОЧУЕТ…
Париж непреклонен. Несмотря на шквал критики, Пятая республика не намерена прекращать депортацию цыган в Болгарию и Румынию. «У Франции — щедрая социальная система и крепкие принципы защиты свобод, но мы не можем смириться с потоком людей, которые не могут прокормить сами себя и которые ввозят в нашу страну все, что угодно», — констатировал президент страны Николя Саркози в ходе недавно прошедшего в Брюсселе саммита ЕС.
Точка кипения
Без оглядки на негодующий ропот под конец сезона небывало знойных летних отпусков Николя Саркози поддал жару, отдав распоряжение о сносе цыганских поселений и высылке их обитателей. В Елисейском дворце процедуру назвали «добровольной репатриацией». И раз уж не получается договориться, Париж предпочел откупиться. За согласие отправиться восвояси каждому взрослому представителю кочевого племени обещано вознаграждение в 300 евро, несовершеннолетним будет выплачено 100.
Себе дешевле! Сегодня, когда дискуссии по цыганскому вопросу с парижских окраин «перекочевали» в высокие европейские инстанции, мало кто обращает внимание на причины, подлившие масло в огонь. Рассуждают о высоких материях — правах меньшинств, свободе передвижения, уважении прав человека. А ведь виной всему — банальная бытовуха и уголовщина. Непопулярное решение было принято после того, как два жителя неблагополучного района Гренобля ограбили городское казино. Полицейские попытались задержать злоумышленников, но те оказали сопротивление. В завязавшейся перестрелке один из них был убит стражами порядка. Жители района, мигранты легальные и нелегальные, вооружившись булыжниками и бейсбольными битами, вышли на улицы мстить за погибшего. На следующий день беспорядки охватили центр Франции. С топорами, камнями и битами к бунтарям присоединилось более 50 цыган. Они нападали на сотрудников полиции, поджигали автомобили. Повод все тот же — месть за убиенного соплеменника. Молодой цыган протаранил на своем автомобиле забор жандармерии, не подчинился приказу остановиться, сбил полицейского и на полной скорости въехал в установленный на дороге кордон. Правоохранители открыли стрельбу по машине нарушителя. От полученных ранений цыган скончался на месте.
Терпению французов пришел конец. Правительство Франции поддержало идею о ликвидации более 300 незаконных цыганских поселений, оккупировавших окраины французских городов. Крайний срок — конец октября. Официально было объявлено, что лагеря являются «источником торговли людьми, ужасающих условий жизни, эксплуатации детей с целью попрошайничества, проституции и преступности». В министерстве внутренних дел Франции подчеркнули, что только за 2008 год число преступлений, совершенных уроженцами Румынии, выросло на 138 процентов.
Руки прочь от обездоленных!
Депутаты Европарламента принялись поедом есть руководство Пятой республики. Власти Франции призвали немедленно приостановить высылку представителей кочевого рода-племени. Еврокомиссар из Люксембурга по вопросам юстиции Вивиан Рединг публично сравнила Пятую республику с Третьим рейхом. «Нельзя никому, что не так давно уже делалось в Европе, просто заклеймить определенную группу людей. Этого нельзя принять. Я говорю: «Остановитесь!». Каждый, кто не соблюдает европейские законы, будет иметь проблемы с Еврокомиссией. И не важно, большая это страна или маленькая», — заявила она. Высокопарная принципиальность позиции евродепутата из Люксембурга стала поводом для появления неоднозначных слухов. Со ссылкой на французских сенаторов, средства массовой информации растиражировали сообщение о том, что якобы за ужином в Париже перед вылетом на саммит Евросоюза президент Франции съязвил: «Я ничего не буду иметь против, если Люксембург примет всех цыган». Достоверность данного факта никем не подтверждена, но если он все же имел место, оспорить логику Николя Саркози затруднительно.
Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, поддержавший своего французского коллегу, был удостоен европейскими газетчиками звания «нового Муссолини». А ведь темпераментный итальянский премьер знал, за что ратовал. Несколько лет назад аналогичные волнения захлестнули Италию. Власти предпочли не вмешиваться. Тогда инициативу в свои руки взяли самоорганизовавшиеся отряды граждан. Стихийная борьба с таборами частенько велась методами, далекими от принципов человеколюбия. Так что, может быть, не так уж неправы французские власти, волевым решением предупредив самосуд. Министр внутренних дел Италии Роберто Марони одобрил принципиальность Саркози. Он заявил, что также намерен действовать жестче. Опыт Франции решили позаимствовать и в Литве. Ответственные чиновники утвердились в намерении снести нелегальные цыганские постройки около Вильнюса. Мэрия столицы уже давно ведет с ними постоянную и продолжительную войну, а теперь решила перейти к активным действиям.
В конечном итоге резолюция, в поддержку которой высказались 337 депутатов Европарламента из 736, потребовала от Еврокомиссии и правительств стран Европейского союза принять серьезные меры для того, чтобы помочь цыганам, многие из которых живут в ужасающей бедности, найти свое место в обществе. Европарламентарии предъявили претензии к Еврокомиссии, суть которых сводится к неспособности последней защитить цыган. В ответ Еврокомиссары возразили, что много раз выражали недовольство действиями властей Франции и неоднократно требовали предоставить всю информацию о том, каким образом происходит эта высылка и на каких основаниях. Согласно законам, действующим в Объединенной Европе, любая дискриминация по принадлежности к определенной национальности или этнической группе запрещена.
Особую озабоченность по поводу решения французских властей выразили в Бухаресте. «Я беспокоюсь о рисках, связанных с популизмом и ксенофобией на фоне экономического кризиса», — заявил министр иностранных дел Румынии Теодор Баконши. Да уж, конечно, кому, как не властям Румынии, разглагольствовать о «популизме» и «ксенофобии»? Ежегодно руководство ЕС отстегивает Румынии четыре миллиарда евро в качестве финансовой поддержки. Объединенная Европа вполне обоснованно претендует на то, чтобы деньги расходовались по назначению. «Евросоюз должен быть уверен, что часть этой суммы страна использует на проведение мер по социальной интеграции цыган», — написал премьер-министр Французской Республики Франсуа Фийон в письме к председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу. Французское правительство било тревогу, заявляляя, что массовая эмиграция цыган из Румынии превратилась в общеевропейскую проблему.
Смех сквозь слезы
Для тех, кто хоть как-то знаком с укладом жизни цыганских общин, призыв интегрировать кочевое племя в общественную жизнь воспринимается с иронией. Знаю не понаслышке, поскольку в числе моих одноклассников были и цыганские дети. Сказать, что их тяга к знаниям сводилась к нулю, — значит ничего не сказать. Об участии в общественной жизни школы и вовсе говорить не приходится. Класс дружно отправлялся благоустраивать территорию вокруг школы, поздравлять ветеранов, маршировать на линейках, собирать металлолом, макулатуру. В этих пионерских акциях участвовали практически все школьники. Вот только во внеклассную общественно полезную деятельность октябрят и пионеров почему-то никак не удавалось «интегрировать» сверстников из цыганских семей. Впрочем, в стенах общеобразовательного заведения они надолго не задерживались. Пять классов — рекорд! Далее следовали бесконечные профилактические беседы директора и учителей, нравоучения родительского комитета, визиты инспекторов по делам несовершеннолетних. Тщетно. Никакие увещевания не помогали вернуть этих школьников за парту. Видимо, в цыганских семьях считалось, что для «социальной адаптации» достаточно овладеть простейшими правилами письма и счета, все остальное — ненужный багаж и бесполезная трата времени. Зато все чаще мы встречали наших одноклассниц, промышляющих в толпе своих соплеменниц у привокзальной площади, на рынках и возле скупок ювелирных изделий. Благо на наш «золотой запас» они не покушались. Видимо, по старой доброй памяти. Бывшие одноклассники для местной шпаны были экспертами в вопросах, где и почем можно купить хорошую «дурь» и водку (тогда действовал горбачевский сухой закон), кто у кого угнал машину и к кому надлежит обращаться в поисках украденных автомагнитол или «снятой резины».
Можно до бесконечности умиляться идеализму европейских гуманистов. Но вот незадача. Дома цивилизованных французов, на протяжении веков созидавших во имя процветания своей страны, в один прекрасный день оказались в кольце бесконечных таборов, населенных пришлыми и довольно дикими людьми. Пришельцы не только отказываются принимать образ жизни коренного населения, но и своим появлением привносят массу беспокойств, нарушают традиционный ритм французских городов, дестабилизируют обстановку, создают угрозу личной безопасности граждан. Французских налогоплательщиков, наверное, понять можно!