НГ: Незалежная Конституция обратной силы
Эксперты считают, что речь идет о попытке президента Януковича максимально усилить свою власть. Сторонники главы государства уверяют, что это делается исключительно ради наведения порядка в стране, противники же грозят новой революцией.
Основы нынешнего кризиса были заложены 8 декабря 2004 года, в пиковый момент оранжевой революции, когда все политики стали опасаться перерастания мирных акций в вооруженное противостояние. Выходом из ситуации стало решение Верховной Рады, которая, собравшись на внеочередное заседание, утвердила одним голосованием и дату повторного проведения второго тура президентских выборов, и внесение изменений в Конституцию. Второе решение нарушало до десятка действующих украинских законов, в том числе и Конституцию страны. Подробно "НГ" написала об этом на следующий день в статье "Конституционная пустышка", в которой было сказано, что псевдополитреформа может быть отменена в любой момент.
Хитрость авторов реформы 2004 года в том и заключалась, чтобы не просто ограничить полномочия нового главы государства, передав львиную часть его полномочий Верховной Раде и усилив роль премьер-министра, но и создать в стране систему двух центров принятия решений, которая продуцирует политические конфликты и обрекает власть на хаос.
Однако Виктору Ющенко это не удалось сделать в течение пяти лет президентских полномочий. Хитрость авторов реформы 2004 года в том и заключалась, чтобы не просто ограничить полномочия нового главы государства, передав львиную часть его полномочий Верховной Раде и усилив роль премьер-министра, но и создать в стране систему двух центров принятия решений, которая продуцирует политические конфликты и обрекает власть на хаос.
Бывший советник Леонида Кучмы, ныне сотрудник Украинской академии управления при президенте Украины Сергей Телешун подтверждает, что идея связать руки новому главе государства появилась, поскольку представители прежней власти опасались репрессий со стороны оранжевых сил. Поэтому голосование за политреформу и за третий тур выборов, по итогам которого Ющенко стал президентом, проводилось в пакете: отмена одного решения влекла бы за собой и отмену второго. Чтобы остаться президентом, Виктору Ющенко приходилось быть "хромой уткой".
На Виктора Януковича ограничения, в рамках которых пришлось работать Ющенко, не распространяются. Поэтому его соратники обратились в Конституционный суд с иском, суть которого сводится к отмене реформы 2004 года. Учитывая количество нарушений, с которыми шесть лет назад вносились изменения в Конституцию, депутаты от Партии регионов не сомневаются, что суд отменит то решение. Но с этого момента хаос в системе власти страны не закончится, а только начнется, предостерегают эксперты. Подтверждая это мнение, политики спорят о том, что будет с нынешним составом власти, избранным и назначенным в период действия политреформы. Эксперт в сфере конституционного права, один из авторов украинской Конституции 1996 года Виктор Мусияка сказал украинским СМИ: "Досрочные выборы (на всех уровнях. – "НГ") отвечали бы всем политическим и правовым канонам, ведь необходимо все органы власти переизбрать в соответствии с новыми полномочиями – согласно новой редакции Конституции".
Учитывая количество нарушений, с которыми шесть лет назад вносились изменения в Конституцию, депутаты от Партии регионов не сомневаются, что суд отменит то решение. Но с этого момента хаос в системе власти страны не закончится, а только начнется, предостерегают эксперты.
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин, руководивший парламентом и в момент оранжевой революции, отметил, что как минимум парламентские выборы придется проводить в марте 2011 года. Ведь в старой редакции Конституции депутаты избирались на четыре года, а не на пять лет, как сейчас. И было четко указано, что выборы проводятся в последнее воскресенье марта последнего года полномочий парламента. Он не уточнил, что будет с местными органами власти, выборы в которые назначены на 31 октября сего года, ведь в случае отмены политреформы полномочия сотни тысяч местных депутатов тоже встанут под вопрос. Правда, руководитель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов заверил, что отмена политреформы не потребует переизбрания всего состава украинской власти: "Закон обратной силы не имеет, и нынешние депутаты (Верховной Рады. – "НГ") избирались на пять лет – их полномочия истекают в 2012 году".
В украинских СМИ широко обсуждается тема якобы ведущихся закрытых переговоров о продлении срока полномочий действующего состава Верховной Рады до 2015 года – взамен за утверждение новой политреформы. Отдельные эксперты утверждают, что в случае, если парламент провалит этот вопрос, президент угрожает назначить досрочные выборы как раз на весну 2011-го. Никакого официального подтверждения этой информации нет.
Но проблема не сводится только к вопросу о составе власти. Ведь за время действия новой редакции Конституции ситуация запуталась в юридических нюансах: в августе 2006 года Верховная Рада запретила Конституционному суду пересматривать изменения в Конституцию, внесенные в декабре 2004 года, но в июле 2008 года суд признал неконституционным этот запрет. Директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский обратил внимание на то, что два года назад Конституционный суд признал, что "не существует закона 2222 (которым во время оранжевой революции скоропалительно вносились изменения в Конституцию. – "НГ"), а есть лишь тело Конституции". В интервью агентству "Форум" эксперт пояснил: "Сейчас суд рассматривает конституционность самой Конституции, что абсурдно и невозможно. И, что не менее важно, суд пересматривает собственное решение".
За время действия новой редакции Конституции ситуация запуталась в юридических нюансах: в августе 2006 года Верховная Рада запретила Конституционному суду пересматривать изменения в Конституцию, внесенные в декабре 2004 года, но в июле 2008 года суд признал неконституционным этот запрет.
Однако и политики, и эксперты сходятся во мнении, что власть способна проигнорировать юридические тонкости ради достижения политических целей. Хотя формально даже негативная оценка Конституционного суда относительно политреформы 2004 года не означает автоматического введения в действие прежней редакции Конституции, многие депутаты сомневаются, что все процедуры будут соблюдены. Ведь в таком случае потребовалось бы рассмотрение Верховной Радой законопроекта о внесении изменений в Конституцию, а этот вопрос требует длительного времени и поддержки конституционного большинства Верховной Рады. Правящая коалиция пока не насчитывает необходимых 300 голосов, а оппозиция выступает категорически против отмены политреформы 2004 года.
Депутат от фракции Ющенко в Верховной Раде Тарас Стецькив выразил опасение, что Янукович может получить "монархические полномочия, даже более широкие, чем были у Кучмы, учитывая то, что Кучма не имел столь однородного контролируемого парламента и такой однородной контролируемой системы власти, которую имеет Янукович". Экс-председатель Верховной Рады, лидер партии "Фронт перемен" Арсений Яценюк считает, что команда Януковича избрала путь, который отбросит страну в политическом развитии на десятилетие назад.
Политологи предупреждают, что ситуация опасна, поскольку она накладывается на тревожные ожидания общества. Руководитель центра "Украинский барометр" Виктор Небоженко отметил, что Конституционный суд уже дискредитировал себя политическими решениями, а значит, его новый вердикт в восприятии граждан не будет принят как истина в последней инстанции. "В случае отмены судом политреформы народ имеет право требовать досрочных выборов и президента, и Верховной Рады, и всего состава Конституционного суда", – считает политолог.
Социологи отмечают, что общество все более нервно реагирует на постоянные конституционные передряги. По данным соцопроса, проведенного неделю назад по заказу украинского Института политики, 56,2% украинцев требуют от власти не менять, а выполнять Конституцию.
Оппозиция и ряд экспертов утверждают, что ситуация напоминает события, предшествовавшие оранжевой революции 2004 года. С той только разницей, что люди, разочаровавшиеся в прежних лидерах и получившие от новой власти только крайне болезненные и непопулярные экономические реформы, сейчас гораздо более агрессивны, нежели в 2004 году.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.
Источник: Корреспондент.net