"Чрезвычайка" в Беларуси — насколько это реально?
08.09.2010 17:03
—
Новости Мира
Версия об отвязанных силовиках
Валерий Хомяков, генеральный директор российского Совета по национальной стратегии, не исключает, что "последние события в Белоруссии — , странное самоубийство журналиста и политтехнолога Олега Бебенина, — все это попытки дестабилизации внутренней ситуации".
В комментарии для аналитик резюмирует: "Если мы увидим еще какие-то инциденты, то они станут подтверждением того, что часть окружения Лукашенко намерена избежать выборов, ввести чрезвычайное положение и под этим соусом изменить политическую ситуацию в свою сторону". По мнению Хомякова, за интригами могут стоять соперничающие группировки силовиков.
Владимир Некляев, объявивший на днях открытым текстом, что намерен побороться с Лукашенко, предполагает, что сценарий отмены выборов вполне может быть на руку и самому официальному руководителю.
Как заметил лидер кампании "Говори правду" в интервью , "вполне возможно, что власть и персонально Лукашенко ожидают такого напряжения ситуации, которое позволит сказать: "Да какие выборы? Тут скоро война будет!".
По мнению Некляева, "это сценарий на случай еще большего обострения отношений с Россией".
И то, что 7 сентября внеочередная сессия Палаты представителей, вопреки ожиданиям, не назначила , можно расценить как аргумент в пользу вот этой конспирологической версии. Неспроста-де передумали проводить , опережая новогоднюю газовую атаку Кремля. Видимо, и впрямь готовят почву под отмену…
Пропагандистская колыбельная
Но эта аргументация может впечатлить лишь обывателя. Эксперт в области избирательного права Сергей Альфер категоричен: никакого чрезвычайного положения в Беларуси не будет!
"Условия введения чрезвычайного положения жестко сформулированы в конституции", — напомнил Альфер в интервью для . По его словам, трудно представить, чтобы глава государства в этом вопросе дерзнул действовать произвольно, попирая Основной закон. И так достается со всех сторон!
Действительно, конституция дает президенту право на введение "чрезвычайки" в случае "беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства".
Но чтобы представить себе Беларусь погруженной в такой хаос, надо обладать весьма бурной фантазией. Метание двух "коктейлей Молотова" за ограду посольства — это, конечно, неприятно и уже привело к всплеску информационной войны, но на повод для "чрезвычайки" такие инциденты явно не тянут.
Во-первых, очевидно, что в целом власть жестко контролирует страну. Во-вторых, даже если и случаются ЧП, особенно когда что-то бабахает, то наверху ни капельки не заинтересованы это раздувать.
Ведь иначе, как отметил в интервью для эксперт аналитического центра "Стратегия" (Минск) Валерий Карбалевич, торпедируется важнейшая идеологема. А именно: Беларусь как остров феноменальной стабильности благодаря мудрому руководству.
"Напротив, вот сейчас белорусское телевидение воспевает мирные заботы: президент ездит по стране, говорит об урожае и тому подобном", — подчеркнул собеседник.
Иначе говоря, электорат размагничивают, делают податливым при помощи традиционной пропагандистской колыбельной — и менять пластинку перед выборами, электризовать аполитичный люд было бы довольно глупо.
В том же, что Москва может пойти на резкую дестабилизацию ситуации в Беларуси, аналитики дружно сомневаются. По мнению международного обозревателя из Минска Андрея Федорова, "Кремль вряд ли поставил в повестку дня немедленное решение "белорусского вопроса". Будет поддавливать — это да, но "валить" любой ценой , да и надо ли — как бы не вышло себе дороже.
Проблемы с Кремлем не рассосутся
Итак, во-первых, белорусским властям ни к чему ставить на уши обывателя, порождать сомнения в пропагандистской мифологии и всемогуществе бессменного президента.
Во-вторых, именно потому, что конфликт с Москвой обострил для Лукашенко проблему легитимации нового срока, глава государства не заинтересован давать козыри в руки недоброжелателям на востоке и на западе. А "чрезвычайка" — это же царский подарок всем врагам, которым только дай повод покричать об узурпации, диктатуре и прочих нехороших вещах!
Европа, Вашингтон расценили бы такой шаг как стремление удержать власть любой ценой, отмечает Андрей Федоров. По его мнению, Евросоюз и так, безо всякой "чрезвычайщины", может, вняв призывам оппозиции, продлить заморозку визовых санкций против белорусского руководства до исхода президентских выборов. Ведь программу-минимум для Брюсселя Минск так и не выполнил.
Остается один вопрос, которым задается, в частности, политолог Валерий Карбалевич: а насколько де-факто подвластны сегодня президенту силовики? Может, какая-то группировка и впрямь ведет свою зловещую игру?
Здесь мнения белорусских аналитиков расходятся. Так, Роман Яковлевский в интервью для высказал мнение, что глава государства вполне контролирует все "органы". Более того, "разговоры о могущественном влиянии группировки его старшего сына — миф", считает обозреватель.
, как известно, является помощником президента по национальной безопасности, курирует силовой блок. Но Яковлевский убежден, что все принципиальные решения в этой сфере принимаются лично главой государства и в этом смысле "Виктор Лукашенко — скорее псевдоним".
Да, а почему же так нагнетается сейчас тема чрезвычайного положения? Собеседники склонны видеть за этим реалии да пиаровские приемы политических оппонентов. И Москве, и оппозиции выгодно подчеркнуть, что главный объект их критики загнан-де в угол и с отчаяния готов на все.
Одно можно сказать точно: такого прессинга со стороны Кремля официальный Минск не знал за всю эпоху президентского правления. Причем после выборов ситуация может лишь усугубиться. И в этом смысле положение белорусского режима — действительно чрезвычайное.
И как раз поэтому — внимание! — оттягивать выборы под любым соусом ну никакого резона нет. Проблемы с Кремлем не рассосутся, это однозначно. Напротив, весьма похоже на то, что дальше будет только хуже.