"Крестный батька-3": информационная война продолжается
16.08.2010 23:34
—
Новости Мира
"Пора-пора-порадуемся…"
Впрочем, Валерий Карбалевич, эксперт аналитического центра "Стратегия" (Минск), не уверен, что у российских верхов есть четкий план против Лукашенко вообще и по поводу ведения информационной войны в частности.
"Скорее там дана отмашка — "мочить", и СМИ стараются, — сказал аналитик в интервью для . — Мотивами могут быть месть, удовлетворение имперских комплексов. Мол, как это так, мы, великая держава, не можем поставить кого-то на место?".
Кто выигрывает ?
Пока ничья, считает белорусский политолог Алесь Логвинец. В беседе с корреспондентом он отметил: "У каждой из сторон — преимущество на своей территории".
Впрочем, ситуация, по мнению Логвинца, может измениться не в пользу белорусской стороны, если фильмы будут массово распространяться по стране на дисках.
Такую технологию — вместо традиционных листовок вбрасывать в почтовые ящики DVD с политическим видео — внутренние противники режима уже стали практиковать после первых серий.
За предыдущие годы Минск выстроил достаточно мощную информационную защиту от поражающих факторов российских СМИ. Содержимое телеканалов фильтруется. Вот и во время трансляции по НТВ "Крестного батьки-3" на территории Беларуси публике был предложен безобидный фильм про актера Боярского: "Пора-пора-порадуемся…".
Пиар-вирус проникает через Сеть
В белорусских условиях распространителем опасного для властей московского пиар-вируса стал интернет. Недаром власти попытались взять Байнет под колпак с вязким гарниром постановлений к нему.
Однако ситуация с роликами "Крестного батьки", скачать которые можно с множества разнообразных ресурсов, показывает: войну против информационных технологий белорусское начальство и спецслужбы по большому счету проигрывают. Спутниковые тарелки не посшибаешь и половину интернета не заглушишь.
после первых двух фильмов скандального сериала показал, что о них знали 34,7% городских жителей Беларуси, посмотрел каждый седьмой горожанин. Это немало. Государственная информзащита оказалась все же довольно дырявой.
Другое дело, что далеко не все приняли показанное за чистую монету: 27,6% склонились к тому, что это полностью или скорее правда, противоположную же точку зрения высказали 32,7%.
В принципе, это коррелируется с долями твердых противников и сторонников Лукашенко, считают независимые эксперты. То есть на ура принимают компромат те, кто априори критичен по отношению к режиму, а вот его адепты так же априори настроены твердить: клевета!
Хотя, добавляют специалисты, капля камень точит: размывание твердого электората официального лидера тоже исподволь идет.
Частично информвойну пытается использовать белорусская политическая оппозиция. На днях группа ее лидеров обратилась в Совет безопасности ООН с призывом создать комиссию для расследования громких политических исчезновений 1999—2000 годов.
А вечером 16 августа в Минске прошла акция на эту же тему. Подобные "цепи неравнодушных людей" проводились по 16-м числам и ранее, но постепенно в условиях репрессий традиция стала выдыхаться. И вот теперь получила второе дыхание. При повышенном же внимании дипломатов бросать на такие мирные цепи милицейский спецназ — не лучший вариант для властей.
Правда, оппозиция расколота. Вот и сейчас, отмечают политологи, часть ее объявила на грядущих выборах войну на два фронта — против режима и против пророссийского кандидата. Причем последний пока, по выражению лидера кампании "Говори правду!" (к слову, дебютировавшего в ), "представляет собой химеру".
Аналитик Валерий Карбалевич добавляет: концентрируясь на сражении с мифическим пока (а может и вовсе) ставленником Кремля, оппозиционеры вольно или невольно подыгрывают действующему официальному лидеру.
"Конечно, ситуация информационной войны с Россией в принципе для руководства Беларуси плоха, но из нее официальная пропаганда выжимает максимум. Лукашенко утверждается в образе оплота независимости", — резюмирует Карбалевич.
Сценарий "Бакиев-2"?
Некоторые обозреватели отмечают: нынешняя медиаатака на белорусского президента напоминает накат на Курманбека Бакиева перед его свержением. Впрочем, Валерий Карбалевич подчеркивает: те же методы по отношению к другой стране могут не сработать.
"Белорусский режим намного более жесток и самодостаточен, нежели была власть Бакиева", — подчеркивает эксперт центра "Стратегия".
Но при этом вести войну на два фронта было бы опрометчиво, заметил, со своей стороны, в интервью для минский аналитик-международник Андрей Федоров. Он допускает, что "официальный Минск предпримет какие-то осторожные действия по улучшению отношений с Западом. Все-таки окончательно садиться в глухую оборону по всем основным азимутам белорусские власти сейчас вряд ли готовы".
Политолог Алесь Логвинец более скептичен: "Идеологически белорусские власти не способны принять и выполнять европейские демократические стандарты".
Впрочем, и он допускает, что некая попытка перезагрузить отношения с Брюсселем может быть предпринята, но "только после периода "дестабилизации", как определяют белорусские власти избирательную кампанию".
Во всяком случае, очевидно: не признав, вопреки давлению, Абхазию и Южную Осетию (сейчас для Москвы это тоже лыко в строку информвойны), Александр Лукашенко оставил себе некую свободу маневра. Удалось и вполне конкретный кредит МВФ в 3,6 миллиарда долларов в разгар финансового кризиса получить (в то время как Москва обещанный транш займа не дала), и в принципе шанс на игру с Западом сохранить.
А представьте, что признал бы. Мира в отношениях между Минском и Москвой это бы отнюдь не гарантировало. Ведь у Кремля, как отмечают белорусские эксперты, всё новые и новые (или, если хотите, хорошо забытые старые) планы привязки стран постсовка: Таможенный союз, единая валюта, КСОР ОДКБ и все такое прочее. Беларусь же влечет еще и не распиленной доселе госсобственностью. Аппетит приходит во время еды!
И сегодня Лукашенко был бы без вариантов . И вот тогда угроза независимости Беларуси из химеры превратилась бы в форс-мажор.
А так насчет итогов сложного многопланового системного конфликта между Минском и Москвой (информационная война — лишь одна из площадок) еще бабушка надвое сказала. Во всяком случае, на выходе может получиться совсем не то, что рисует воображение кремлевских стратегов.