"Обнаженная в интерьере" обманула олигарха

Известный российских бизнесмен потребовал от знаменитого лондонского аукциона Christie`s вернуть ему 1,7 млн фунтов за картину «Одалиска», оказавшуюся подделкой, которая была продана ему как произведение известного российского художника Бориса Кустодиева.
Согласно полученной изданием The Sunday Telegraph информации, российские специалисты считают эту работу подделкой.
Российский бизнесмен Виктор Вексельберг еще в 2006 году проинформировал аукцион о факте подделки приобретенной им картины. По мнению московских искусствоведов, речь идет о «работе неизвестного художника по одной из любимых Кустодиевым тем».
Картина Бориса
Кустодиева "Обнаженная в интерьере", фигурировавшая в каталогах под
названием "Одалиска" и написанная в 1919 году, была продана 30 ноября
2005 года на аукционе русского искусства в Лондоне. Она ушла за рекордные для
тех торгов $2,9 млн, более чем в семь раз превысив предварительную оценку.
Тогда же обнаженная "Одалиска" была ввезена новым владельцем в
Россию.
Полотно Кустодиева было опубликовано в прошлом году под первым номером в
очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры "Каталога подделок
произведений живописи". Факт мошенничества был подтвержден тремя
авторитетными российскими экспертизами, сделанными специалистами
Научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской
галереи, причем первое из отрицательных заключений было сделано еще в 2006
году. Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения
денег. Однако имя "потерпевшего" тогда не было обнародовано.
Покупка "Одалиски"
была сделана через подконтрольный олигарху фонд "Аврора", не была
превращена в публичный акт, что свидетельствует о том, что интересы Виктора
Вексельберга на антикварном рынке носят не только "патриотический",
но и инвестиционный характер.
Аукционные дома обычно оговаривают, что атрибуция картин проводится доступными
и принятыми на момент продажи произведения средствами. Как правило, особо
пристальное внимание эксперты уделяют картинам авторов, подделки которых
встречались в прошлом. Однако Борис Кустодиев никогда не состоял в "группе
риска", случаев сколько-нибудь значимого жульничества специалисты не
припомнят. Видимо, это притупило пять лет назад бдительность экспертов. Тем
более что в 1989 году "Одалиска" Кустодиева уже продавалась, причем
на том же Christie`s, и никаких претензий не последовало.
Сейчас Вексельберг «добивается возврата денег, а также компенсации за ущерб, нанесенный Christie`s по причине введения в заблуждение и невнимательности», передает ИТАР-ТАСС. Он намерен обратиться в Высший суд с тем, чтобы заставить Christie`s выплатить указанную им сумму.
В свою очередь представитель лондонского аукциона заявил, что дом рассматривает эту ситуацию «как очень серьезную». При этом он заметил, что «еще рано говорить о том, будем ли мы оспаривать судебный иск».
Дом Christie`s сообщил, что намерен провести собственное расследование. Согласно принятым международным правилам, срок ответственности любого аукционного дома за подлинность пущенных с молотка лотов ограничивается пятью годами, то есть в случае с "Одалиской" этот срок истечет в ноябре 2010 года. Вполне возможно, что достоянием гласности факт судебного процесса сейчас стал именно потому, что времени до вынесения решения остается все меньше и меньше. Как сообщила британская газета The Daily Telegraph, в настоящее время "Одалиска" находится в Великобритании.
Первый из громких скандалов с подделкой русского искусства случился в 2004 году, когда Sotheby`s едва успел снять с торгов картину Ивана Шишкина "Пейзаж с ручьем", оцененную в $1-1,28 млн и оказавшуюся подретушированной работой малоизвестного голландского живописца Маринуса Адриана Куккука, реально стоившей менее одного процента от суммы, в которую был оценен "Шишкин". Еще один, уже криминальный, скандал о подделке разразился два года назад. Совладельцы картинной галереи "Русская коллекция" Игорь и Татьяна Преображенские тогда были обвинены в том, что они продали несколько десятков произведений русских художников-передвижников, в частности Алексея Киселева, на самом деле "перелицованных" из произведений западноевропейских художников второй половины ХIХ в.
Пять рекордов русских торгов в Лондоне:
1. Константин Сомов. "Радуга". Christie`s, 2007 год, $7,3 млн 2. Александр Яковлев. "Портрет Василия Шухаева в мастерской". Christie`s, $5,6 млн3. Иван Айвазовский. "Американское судно у скал Гибралтара". Christie`s, $5,3 млн
4. Михаил Ларионов. "Натюрморт с кувшином и иконой". Sotheby`s, $4,4 млн
5. Лев Лагорио. "Ночь на Неве". Christie`s, $2,9 млн